Время новостей
     N°6, 18 января 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2006
Нам сверху видно все
По мнению главкома ВВС, в России не хватает классных военных летчиков
Вчера стали известны любопытные подробности летного происшествия самолета-разведчика Су-24МФ на Дальнем Востоке 16 января. Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов назвал причину падения: крыло с изменяемой формой не встало, как требуется при посадке, в положение «стреловидность 16» -- несмотря на наличие трех систем дублирования. Производить посадку с углом 45 градусов опасно -- самолет наверняка выкатится за полосу и разрушится. Экипаж сделал 20 безуспешных попыток, после чего получил разрешение и катапультировался в заданной зоне. Менее чем через час после этого их подобрали спасатели. «Черные ящики» сохранились, идет изучение причин отказа техники. Экипаж, считает главком, не виноват. Последний (крайний, как говорят суеверные авиаторы) раз экипаж летал за неделю до происшествия, так что о пагубных для летчика перерывах речь тоже не идет.

Происшедшее лишь второй за всю историю эксплуатации самолета этого типа случай отказа крыла изменяемой стреловидности. Возможно, и последний. Дело в том, что при создании новых самолетов во всем мире сегодня уходят от изменяемой геометрии крыла -- она себя не оправдала. Но вот от чего россиянам нельзя уйти, так это от невысокого класса тех летчиков, чье становление как воздушных бойцов выпало на «горбостроечный» (выражение главкома) период. Не получилось у них нормального профессионального роста: большинство из них в 40 лет не достигают того уровня, какой раньше имели старшие лейтенанты. Перед такими пилотами, искренне считает главком, надо извиниться, но не тянуть их по служебной лестнице, а то потеряем молодежь. Кстати, и командир упавшего Су-24 майор Ворон (по должности он начальник штаба эскадрильи, по возрасту -- как и его командир полка) имеет всего лишь третий класс. У штурмана показатели немногим лучше. Сам Владимир Михайлов стал командиром авиаполка в 31 год.

Молодые и, как говорят в ВВС, влетанные воздушные бойцы нужны для освоения новых летательных аппаратов. В следующем году, как ожидается, эти аппараты пойдут просто валом. Это и Су-34, который раньше называли Су-27ИБ, и вертолеты Ми-28, а в конце года поступит и учебно-боевой Як-130. Не исключен из списков и его конкурент, тоже учебный МиГ-АТ. Его примут на вооружение, заявил Владимир Михайлов, только при условии, что французские двигатель и авионика будут заменены на отечественные. МиГ-АТ планируется использовать для подготовки летчиков истребительной авиации, а Як-130 -- для ударной.

В военно-транспортной авиации тоже ждут пополнения. В сентябре на вооружение поступит из Казани первый Ту-214. По графику строится и Ил-112, несколько мешает недостаток финансирования, однако фирма «Ильюшин» и Министерство обороны совместными усилиями этот пробел обязались ликвидировать. Кажется, разрешились споры по поводу украинского Ан-70: в силу своих весовых и габаритных характеристик он перестал быть средним транспортным самолетом и попал в разряд тяжелых, где уже есть российский Ил-76. Сейчас проводится их ремоторизация -- меняют двигатели. После этого по шумовым характеристикам Ил-76 будут соответствовать требованиям Международной организации гражданской авиации, увеличится их грузоподъемность. 27 декабря прошлого года первый самолет с новым двигателем был поднят в воздух. Пока будет 12 таких машин, способных летать по всему миру без каких-либо ограничений по шумам и прочему. Процесс продолжится. В этом классе машин ничего другого ВВС не нужно, заверил главком. Тем не менее Россия совместно с Индией все же создает средний транспортный Ил-214. Не сбрасывается со счетов и замороженный пока проект Ту-330. Последний на две трети такой же, как Ту-214, разница лишь в фюзеляже: один транспортный, другой пассажирский. Казанский завод готов к выпуску обоих, были бы деньги.

В конце прошлого года был поднят в воздух первый серийный вертолет Ми-28. Перед этим выполнили 106 испытательных полетов, 97 из которых -- зачетные. Это очень высокий результат. Главком открыл тайну: Су-27, признанный лучшим в мире, на первом этапе испытаний имел аж 3583 недостатка. Естественно, затем устраненных.

Будут продолжены работы по самолету пятого поколения, но здесь есть финансовые проблемы. И не столько Минобороны, сколько изготовителя -- фирмы «Сухой», которая параллельно строит гражданский среднемагистральный самолет RRG и перевела часть средств на этот проект. Но в любом случае военный самолет пятого поколения будет поднят в воздух в 2007 году, а может быть, и в конце нынешнего, уверен генерал Михайлов. Есть к тому основания: планер «продут» в аэродинамической трубе, все характеристики выверены. Единственное изменение -- на макетной комиссии главком попросил чуть уменьшить заданную в тактико-техническом задании скорость. Генерал посчитал, что это всего лишь дань моде, которая, однако, влечет за собой усиление киля, других хвостовых конструкций, увеличение веса самолета. Реально же с такой скоростью «ходили» только летчики-испытатели, на практике она ни к чему. Зато изменение скорости дало улучшение многих других характеристик. Параллельно этому самолету будет делаться более облегченный, хотя и с такой же авионикой, таким же, но только одним двигателем. «Не всегда нужно ездить на «Мерседесе», иногда лучше «Ока», -- образно пояснил разницу главком.

Продолжится и массовая модернизация самолетов. Помимо семейства «Су» модернизировать планируется МиГ-29 и даже грозный МиГ-31. Модернизация будет превалировать, в этом направлении развивается военная авиация во всем мире. Хотя бы потому, что в предкабинные и закабинные отсеки самолетов, сконструированных десять-двадцать лет назад, можно загрузить несравнимо больше новой, куда более компактной электроники. В результате боевая эффективность самолета возрастает в три и более раз. У американцев F-16 проходит уже пятую модернизацию. И у нас ожидается, что следующие модернизированные Ту-160 будут принципиально другими и им нужно будет придумывать новое название. И хотя практически готов еще один новый, по общему счету 15-й, Ту-160 (его заберут в войска в конце марта), для нужд ВВС достаточно выпускать два самолета в три года.

Останутся в строю и пилотажные группы, к созданию которых генерал Михайлов имеет непосредственное отношение, даже сам летал в них. За это, кстати, был «неожиданно» направлен в Военную академию Генерального штаба. В перспективе будет еще одна группа -- на «очень пилотажных» самолетах Як-130. Ну и в завершение: в этом году четыре вертолета с экипажами будут направлены с миротворческой миссией в Судан. Техника уже готова, идет подбор личного состава.

Как известно, сегодня в состав ВВС входит и противовоздушная оборона. Главным штабом разработана концепция воздушно-космической обороны и утверждена на высоком уровне. В ее рамках возможен возврат еще к одной концепции -- сплошного радиолокационного поля. Но прежде решено выполнить «программу разведки и контроля воздушного пространства», которую разрабатывали пять лет. К октябрю прошлого года программа прошла все согласования и с этого года претворяется в жизнь. Установлены девять новых РЛС «Лира-Т» на Дальнем Востоке. Радиолокационное поле будет улучшаться и дальше, но уже за счет загоризонтных РЛС. С их помощью российская ПВО сможет заглядывать и за пределы страны. Пока есть одна экспериментальная загоризонтная станция, результаты ее работы впечатляют.

В этом году один полк ПВО в Подмосковье буде перевооружен на новый зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-400, а в дальнейшем постепенно все 35 зенитных ракетных полков получат этот комплекс. Главком подтвердил давно циркулирующие слухи: по всей видимости, часть комплексов ПВО Сухопутных войск будет передана в подчинение ВВС.

С социальной сферой в ВВС, по словам главкома, нет больших проблем. С 1 января значительно увеличено денежное содержание летного состава. Например, командир Ту-154 летчик первого класса получал чуть более 10 тыс. руб. в месяц, сейчас станет получать больше 15 тыс. И это без тех президентских 15%, которые распространяются на всех военнослужащих. Интересно, что дать прибавку летчикам было решено после знаменитого полета президента, во время которого он смог оценить тяжесть труда «путинских соколов».

Генерал-лейтенант Игорь Хворов, командующий 37-й воздушной армией, как сказал главком, «вписал знаковую страницу в историю дальней авиации -- 16 августа 2005 года организовал полет с Верховным главнокомандующим, президентом страны на Ту-160». После этого и проблем с керосином стало меньше, и жилищная проблема быстрее решается -- план выполнен более чем на 100%.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина