Время новостей
     N°244, 29 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2005
Пробка-2005
Все несчастья от денег
Грандиозные автомобильные пробки, парализовавшие в эти дни столицу России, -- верный признак приближения Нового года. Предновогодняя суета и раньше сопровождалась сильнейшими заторами на дорогах, но традицией этот транспортный апокалипсис стал последние годы. Провести в пробке пять-шесть часов в сутки становится в это время правилом для двух-трех миллионов столичных водителей. Кошмар, прежде всего в центре, рассасывается лишь к 12 ночи, хотя рассказывают, что год назад особо "удачливым" повезло ночевать и на МКАДе.

Если бы феномен московской пробки был связан только с новогодней толкучкой, то такой экстрим можно было бы считать просто ежегодным экзаменом на выживаемость. Однако чем дальше, тем яснее: это скоро станет нормой. Столичный парк прирастает на 120--130 тыс. легковых авто в год, и процесс этот в самом богатом городе страны не останавливается. Он не останавливается и в целом по России: сегодня в ней почти 25 млн автомобилей, к 2010 году, по прогнозам, -- минимум 33 млн. Причем с транспортным прогнозом мы регулярно проваливаемся: автопарк растет гораздо быстрее, чем предполагали еще два-три года назад. Никто не сумел спрогнозировать ни такого роста доходов в стране, ни, в частности, такого бума потребительских кредитов (по итогам этого года физлица возьмут взаймы у банков более триллиона рублей). Поэтому лучше готовиться к худшему: вскоре практически половина российских семей будет обладать собственным авто. Москва тут, естественно, окажется впереди всех.

В этом случае, несмотря на усилия городских властей, Новым годом могут стать каждые сутки. При том что столица России по-прежнему еще будет отставать от крупнейших европейских столиц по уровню автомобилизации, она уже затмевает их масштабами своих пробок. По массе разных причин -- поведению водителей, пешеходов и дорожной полиции, конфигурации улиц, состоянию дорог и всей инфраструктуры -- она оказалась неготовой к такому количеству денег и, соответственно, к такой концентрации автомашин.

В известном смысле с такой же денежной пробкой столкнулась и Россия в целом. Возьмите любой прогноз трех-четырехлетней давности: и в кошмарном сне никто не мог помыслить о таких валютных и рублевых резервах, таком профицитном бюджете, таких допдоходах, которые заставляют радикально переверстывать основной финансовый закон страны по два раза в году.

Итогом всего этого стала пробка -- и в мозгах, и в делах. Откладываются, переносятся в неопределенное будущее важнейшие реформы, лоббируются масштабные государственные проекты с ничем не подтвержденной эффективностью, даются все новые социальные обещания без всякой серьезной проработки и оппонирующего им критического анализа. В качестве противовеса всему этому выступает позиция чахнущего над златом бухгалтера: ничего никому не давать и ни на что не тратить, иначе только хуже будет. И никакого просвета между двумя этими "политиками" пока не видно.

А это значит, что Россия может провести в такой пробке пять-шесть не часов, а лет. При полном баке бензина, при живых водителях и пассажирах, но при отсутствии возможности двигаться дальше.

Владимир ГУРЕВИЧ