Время новостей
     N°168, 14 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2001
Их предупреждали
ЦРУ и ФБР не прислушались к ценным советам
Вчера мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани назвал первые данные о числе жертв теракта в Нью-Йорке -- 4 тысячи 763 человека. Очевидно, что эта страшная цифра еще значительно вырастет. О том, как американские спецслужбы при всех их сказочных технических возможностях могли проморгать самый эпический теракт в мировой истории, рассказывает один совсем недавний документ. Судите сами.

Несколько месяцев назад национальная комиссия по терроризму, назначенная конгрессом в связи со взрывами американских посольств в Кении и Танзании летом 1998 года, обнародовала 64-страничный результат своих изысканий. Комиссия состояла из десяти человек -- шести республиканцев и четырех демократов, отобранных руководством сената и палаты представителей. В нее входили как бывшие чиновники, так и представители частного сектора.

Комиссия пришла к заключению, что борьба с терроризмом ведется в США ни шатко ни валко, и призвала к более агрессивной тактике. Заключение оказалось верным, а призыв, очевидно, не был услышан. В результате южная оконечность Манхэттена, силуэт которой до вторника являл собою одно из прекраснейших зрелищ в мире, лежит в руинах.

Среди прочего комиссия призвала развязать руки ЦРУ и ФБР. Для тех, у кого сложился зловещий образ этих организаций, призыв прозвучал неожиданно. Но посмотрим, что пишет комиссия. Она подвергла критике введенную в ЦРУ шесть лет назад практику, при которой вербовать для тайных операций сомнительных личностей, в частности нарушителей прав человека, позволялось лишь с санкции вышестоящего начальства.

Тогдашний директор ЦРУ Джон Дейч ввел этот порядок в 1995 году, когда выяснилось, что его подчиненные якшались с гватемальскими военными, которые запятнали себя репрессиями против леваков. Комиссия отметила, что такое чистоплюйство вызвало широкое недовольство кадровых разведчиков, сетовавших, что им не дают работать, и все чаще просившихся в отставку.

Известно, что вербовать агентов, которые посвящены в тайны криминальных организаций, лучше всего среди самих преступников. Честных людей вербовать большого смысла нет -- преступники им не доверяют. Боясь привлекать людей, у которых рыльце в пушку, ЦРУ все чаще оказывалось вообще без агентов и вынуждено было выпрашивать информацию у иностранных спецслужб, чье начальство настроено менее чистоплюйски и не мешает своим людям работать.

ФБР, со своей стороны, все чаще жаловалось, что его оперативники путаются в инструкциях насчет того, когда можно начинать официальное расследование, а когда -- нет. Председатель комиссии бывший специальный посол по контртерроризму Пол Бремен отметил, что эти инструкции «запутаны» и занимают 41 страницу. ФБР запугано сенсационными разоблачениями того, как оно собирало компромат на Фрэнка Синатру, водившего дружбу с гангстерами, на розоватого Мартина Лютера Кинга, голливудских попутчиков компартии и юных социалистов-анархистов-бомбистов времен вьетнамской войны. Обжегшись на молоке, ФБР дуло на воду.

Комиссия рекомендовала, чтобы в случае «катастрофических» терактов в США правительство задействовало в первую очередь не ФБР, а военных, у которых большой опыт по части быстрой мобилизации ресурсов. Однако в Америке есть давнишнее предубеждение против использования армии на собственной территории, и скептики предсказывали, что эта рекомендация комиссии не будет услышана. Не услышана она и сейчас, когда в США произошел тот самый «катастрофический» теракт, на случай которого она была дана. Роль военных сейчас минимальна, хотя террористы нанесли удар и по их гнезду. В Манхэттене я с трудом нашел взвод национальных гвардейцев, в тот момент явно скучавших без дела.

Комиссия также предложила усилить слежку за сотнями тысяч обучающихся в США иностранных студентов и, к примеру, брать на заметку случаи, когда кто-то из них в середине семестра вдруг переориентируется, скажем, «с английской литературы на ядерную физику». Комиссия обошла молчанием слушателей пилотских курсов -- и, как выясняется, зря.

Было рекомендовано внести Афганистан в официальный список «террористических государств», но Вашингтон так этого и не сделал, не желая таким образом косвенно признавать талибов правителями этой страны.

Критики приняли в штыки не только рекомендации комиссии, но и ее состав, например, кандидатуру сына знаменитого историка России Ричарда Пайпса, профессора Дэниэла Пайпса, одного из главных американских специалистов по Ближнему Востоку. Как утверждалось в пресс-релизе Совета по американо-исламским отношениям, Пайпс-младший «опубликовал ряд расистских и несправедливых высказываний по поводу мусульман и ислама», «уподоблял ислам марксизму и фашизму» и «негативно отзывался о происхождении Корана». Пайпс так и не попал в члены комиссии, зато сейчас может размахивать этим пресс-релизом и пожинать каждым махом аплодисменты.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк