Время новостей
     N°244, 29 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2005
Российские самолеты стали покупать
Минувший год ознаменовался выходом на рынок регионального самолета RRJ. Эта машина, обещают ее создатели - «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), станет принципиально новым словом в отечественном авиастроении как первый самолет, созданный в России согласно мировым (т.е. западным) канонам конструирования коммерческих воздушных судов. С 2001 года, когда стартовала программа RRJ, эти заявления не находили практического отклика у потенциальных заказчиков (если не считать предконтрактного соглашения от 2004 года с авиакомпанией "Сибирь" на 50 самолетов, которое так и не удалось превратить в контракт). Зато в августе уходящего года ГСС получила твердые заказы на RRJ.

Первый заказ на десять самолетов RRJ-95 (самых крупных в семействе RRJ) разместила в августе Финансовая лизинговая компания (ФЛК). Гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий не сообщил реальной цены сделки, ограничившись сообщением, что каталожная стоимость приобретенной его фирмой партии самолетов равна 260 млн долл. Их поставка начнется с 2007 года. ФЛК намеревается передавать эти самолеты авиакомпаниям в основном на условиях финансового лизинга. Второй заказ -- на 30 машин -- в декабре дал "Аэрофлот". Как объявила авиакомпания на церемонии подписания контракта, по каталогу стоимость приобретаемой партии оценивается в 820 млн долл. (т.е. примерно по 27 млн долл. за самолет). По неофициальным данным, "Аэрофлоту" удалось «выбить» из ГСС привлекательную скидку: реально контракт заключен из расчета 17,5 млн долл. за самолет.

ГСС смогла заинтересовать новой машиной и зарубежных покупателей. В августе было объявлено о предварительном соглашении с дубайской лизинговой компанией Concord Aviation на 20 RRJ-95 плюс опцион на 20 таких же машин. По каталожным ценам стоимость заказа приближается к миллиарду долларов. Правда, оценить перспективы завершения этой сделки трудно, так как компания Concord Aviation пока ничем себя на мировом авиационном рынке не зарекомендовала.

Михаил КУКУШКИН