Время новостей
     N°244, 29 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.12.2005
Блок для Siemens
К концу года «Интерросу» наконец удалось частично избавиться от своего 74-процентного пакета акций «Силовых машин». Блокирующим акционером стало РАО «ЕЭС России», докупив к имевшимся у них 2,57% акций еще более 22% за 101,4 млн долл. Кроме того, немецкий концерн Siemens (владеющий около 4% «Силовых машин»), которому российские власти отказали в покупке контрольного пакета машиностроительной корпорации, неделю назад получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на консолидацию блокирующего пакета. Невостребованными остались деньги структур Олега Дерипаски, который, по сведениям «Времени новостей», получил кремлевский заказ «оттеснить» Siemens от «Силовых машин» и создать национальный частно-государственный энергомашиностроительный концерн. Таким образом, капитал «Силовых машин» распределится между «Интерросом» (30%), РАО «ЕЭС» и Siemens (по блокирующему пакету), а также мелкими акционерами (около 20%).

Siemens, похоже, рад такому исходу. Ведь в первом полугодии немецкий концерн потерпел в России два крупных поражения: вначале ему не разрешили покупать «Силовые машины», ссылаясь на то, что предприятие производит продукцию в том числе для оборонного комплекса, а затем новое руководство «Российских железных дорог» объявило, что не намерено реализовывать соглашение о закупке 60 высокоскоростных электропоездов, хотя при его подписании присутствовали Владимир Путин и Герхард Шредер.

Ситуация изменилась после того, как к «Силовым машинам» повернулся лицом Анатолий Чубайс. РАО «ЕЭС России» назвало Siemens своим стратегическим партнером, так как он способен привнести в российское энергомашиностроение новые технологии. И решило консолидировать блокпакет акций «Силовых машин», а еще 30% взять в совместное с «Интерросом» и, судя по всему, Siemens управление.

Теперь успех «Силовых машин» во многом зависит от того, сумеет ли Анатолий Чубайс сдержать слово и сформировать портфель заказов для производителей энергооборудования на многие годы вперед. Для этого РАО необходима четкая стратегия. Правда, срок ее разработки неясен, а среди топ-менеджеров РАО пока нет ответственного за развитие энергомашиностроения. Источники на рынке уверяют, что де-факто теперь «Силовые машины» будут подконтрольны РАО, точнее -- его бывшим топ-менеджерам Леониду Меламеду и Михаилу Абызову. Сделку по продаже РАО акций питерской компании организовывала группа «Алемар» г-на Меламеда. Маловероятно, что Siemens стремился к сотрудничеству с этими менеджерами. Судя по всему, немецкому концерну пришлось выбирать из двух зол меньшее -- ведь совсем терять российский рынок вряд ли входило в его планы.

Николай ГОРЕЛОВ