Время новостей
     N°167, 13 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2001
Враг назначен
Россия уже подобрала цели для американских «ударов возмездия»
Сдержанность, проявленная США в первые сутки после удара террористов по Вашингтону и Нью-Йорку, вовсе не означает их принципиального отказа от «акций возмездия». По мнению российских военных, «ситуация больше напоминает затишье перед бурей -- скорее всего на составление и согласование планов операций американские штабы потратят еще несколько дней», после чего «без предварительного предупреждения или формального объявления войны будет нанесена серия ударов». Это подтвердили и вчерашние заявления президента США Джорджа Буша («Эти спланированные смертоносные атаки против нашей страны были более чем актами террора -- они были актами войны») и госсекретаря Колина Пауэлла («Американский народ ясно понимает, что речь идет о войне, на которую нужно отвечать как на объявление войны»). Пауэлл предсказал, что «конфликт будет долгим и не ограничится ударом по какому-то одному человеку», поскольку «это война не только против США, но и против самой цивилизации». А Буш запросил у конгресса специального финансирования на проведение «контртеррористической операции».

Источники газеты «Время новостей» в российском военном ведомстве считают, что первый этап «войны», о которой говорят сейчас на противоположной стороне Атлантики, должен начаться уже в течение «ближайшей недели, максимум двух». Вне зависимости от хода расследования нынешних террористических актов (как показывает опыт, оно может затянуться на месяцы и годы) американская армия нанесет удар возмездия «по безусловно террористической цели», пусть даже и не связанной напрямую с трагедией 11 сентября. Тем самым будут решены одновременно несколько задач. Во-первых, Вашингтон продемонстрирует жесткость намерений. Ведь, по мнению сотрудников российских спецслужб, поведение США после прошлогодней атаки бомбистов на эсминец «Коул» в йеменском порту Аден было расценено «террористическим сообществом» как проявление слабости. Вашингтон пообещал тщательно расследовать инцидент, унесший жизни 17 американских моряков, и только потом наказать виновных. Их так до сих пор и не нашли, хотя с момента взрыва прошло уже ровно 11 месяцев. Во-вторых, удар возмездия должен сыграть роль мощного средства психотерапии, в котором после перенесенного шока нуждается и армия, и все американское общество в целом, пораженное «синдромом беззащитности». Наконец, в-третьих, российские военные считают, что «если правильно определить цель удара, неприятное можно совместить с полезным». Поскольку имеющийся у России печальный опыт, по их мнению, «подтверждает необходимость раньше или позже силой разбираться с каждым из рассадников терроризма». «Лучше раньше», -- резюмируют в Москве.

Наиболее вероятной целью предстоящих ударов наши военные считают базы Усамы Бен Ладена в Афганистане. «Американцам давно не терпелось с ним разобраться, и лучшего момента, чем сейчас, трудно себе представить». Судя по всему, в ходе интенсивных телефонных консультаций, которые шли в последние сутки не только между министерствами обороны двух стран, но и непосредственно между Кремлем и Белым Домом, такая возможность принципиально уже проговаривалась. Правда, наши источники категорически отказываются подтвердить готовность России принять участие в подобных акциях. Скорее всего речь идет лишь о «политической договоренности», подобной той, которую Вашингтон и Москва достигли в 1991-м перед началом военной операции против Саддама Хусейна. Американцам нужна не столько наша помощь, сколько гарантии того, что мы не будем им мешать осуществлять задуманное. По словам источников, «ни о каких подробностях или датах проведения операции американцы говорить с нами, похоже, пока не расположены, может быть, из-за того, что опасаются утечки». Впрочем, срочная эвакуация персонала ООН с территории Афганистана, о которой объявил в среду спецпредставитель Генсека ООН в этой стране Франциск Вендрелл, подтверждает, что американцы медлить не собираются. Подобные меры безопасности ООН уже предпринимала в 1998-м в Ираке и в 1999-м в Косове перед началом налетов НАТО.

Если по первому этапу обещанной Вашингтоном «войны» особых разногласий между Россией и США, похоже, нет, то о возможностях принципиального союзничества говорить пока рано. Конечно, с одной стороны, оценки терактов, прозвучавшие из уст Владимира Путина и Джорджа Буша, оказались на редкость похожи. Первый назвал их «наглым вызовом всему человечеству, по крайней мере всему цивилизованному человечеству», второй объявил происходящее «великой борьбой добра со злом». Таким образом, вроде бы подразумевается, что и Москва, и Вашингтон в данном случае выступают как «союзники по одной цивилизации». Однако для того, чтобы это позволило двум странам выступать против терроризма единым фронтом, им предстоит договориться по крайней мере о том, что, собственно, считать терроризмом. А до самого последнего времени ключевое положение программы борьбы с терроризмом госдепа США вызывало абсолютное неприятие России, поскольку оно формулировалось следующим образом: «изолировать и оказывать давление на государства, поддерживающие терроризм, чтобы заставить их изменить свое поведение». Причем в числе семи таких стран фигурировали наши «старые добрые друзья» -- Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Куба, Северная Корея и Судан.

Юрий ГОЛОТЮК