Время новостей
     N°238, 21 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2005
VIP-ракетоносцы
Дальняя авиация остается привилегированной частью ВВС
Дальней авиации ВВС России исполняется 91 год. 23 декабря 1914 года была образована эскадра воздушных кораблей. Почти годом раньше вопреки господствовавшей тогда теории о том, что самолеты с двумя и более двигателями летать не могут, в воздух поднялся четырехмоторный гигант «Илья Муромец». Этот полет и стал точкой отсчета в создании нового рода войск. А морское название летное подразделение получило, видимо, потому, что командовать им был назначен морской офицер Шидловский. По этому случаю государь присвоил ему сухопутный генеральский чин.

С возникновением ядерного оружия целых 11 лет дальняя авиация (ДА) была единственным его носителем -- до появления межконтинентальных баллистических ракет. Собственно, и Ракетные войска стратегического назначения были созданы главным образом на базе авиационных частей, первыми ракетными командирами были именно дальники. Руководитель СССР Никита Хрущев, сделавший ставку на ракетную технику, безжалостно резал самолеты.

Сегодня на вооружении дальней авиации, как составляющей ядерной триады государства, находятся самые современные авиационные комплексы, говорит командующий 37-й воздушной армией верховного главнокомандования стратегического назначения генерал-лейтенант Игорь Хворов. В первую очередь -- Ту-160. В начале 2006 года генерал ожидает поступление в войска очередной такой машины. А в феврале поступит глубоко модернизированный Ту-160. Он будет использоваться и как простой бомбардировщик, несущий не ядерное, а обычное вооружение. Похоже, делается это с дальним прицелом -- если политическое руководство России решится осуществить на практике давно вынашиваемое устремление нанести упреждающие удары по базам террористов. И хотя эта задача, признал командующий, «крайне несвойственна» дальней авиации, задачу она выполнит -- на любом стоящем на вооружении типе самолета.

К модернизации под обычное вооружение запланированы также несколько Ту-95 и все 14 имеющихся Ту-160. Срок их службы будет, как выразился командующий, «соизмерим с теми задачами, что стоят перед вооруженными силами». На Ту-22 будут повышены точностные характеристики прицельно-навигационного комплекса. Кроме того, он сможет нести высокоточное оружие. А вот развитие аэродромной сети не планируется -- и старая позволяет эксплуатировать самолеты дальней авиации в полном объеме, в том числе и с северных аэродромов.

Недавно командующий с группой офицеров впервые побывал у бывшего вероятного противника -- американцев. Пригласило их объединенное командование силами воздушно-космической обороны североамериканского континента (NORAD). И хотя на первой встрече никаких решений принято не было, тем не менее обсудили проблемы взаимного обмена информацией по управлению воздушным движением, участие в совместных учениях, поговорили о формах будущего сотрудничества. По словам генерала Хворова, стороны получили «гарантии безопасности в ходе оперативных мероприятий». Важно, что установлен личный контакт с двумя командующими -- NORAD и силами ВВС на Аляске.

Возможно, кое-что из американского опыта пригодится во внутренних российских делах. В следующем году дальнюю авиацию проинспектирует во время масштабных учений главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. Полеты пройдут по основным направлениям, на которых действует дальняя авиация: Север, Атлантика, Дальний Восток. Будет пущено более десяти ракет, в том числе и самых современных крылатых. Тех самых, которые запустил в августе этого года с борта Ту-160 верховный главнокомандующий Владимир Путин. А незадолго до этого на такой же машине полетал министр обороны Сергей Иванов. В связи с этим обозреватель «Времени новостей» не мог не задать командующему дальней авиацией генерал-лейтенанту Игорю ХВОРОВУ вопросы. В частности, был ли нарушен основной летный документ -- «Наставление по производству полетов», когда в составе экипажа Ту-160 летали министр обороны и президент?

-- Нет, -- твердо ответил командующий, -- прежде чем посадить в самолет (президента и министра обороны. -- Ред.), мы провели тренаж по мерам безопасности при нахождении в кабине, как действовать в случае аварийной обстановки. Медосмотр был проведен неформально, проверяли, позволит ли здоровье выдержать испытания возможной критической ситуацией. То, что они летали с левого (командирского. -- Ред.) кресла, а летчик-инструктор сидел справа, тоже не нарушение -- кабина конструктивно выполнена таким образом, что с места инструктора выполняются абсолютно все действия по обучению командира корабля. То есть летчик с правого кресла выполнял бы те же действия, даже если бы слева никого не было. Да и полет выполнялся не в тех режимах, как обычно. Безопасность полетов была полностью гарантирована.

-- Но пуски ведь были боевые.

-- Да, но их осуществлял экипаж, президент в этом личного участия не принимал.

Командиром экипажа в том президентском полете был заместитель командующего генерал-майор Анатолий ЖИХАРЕВ, у которого обозреватель "Времени новостей" взял мини-интервью.

-- Перед полетом мы отработали действия в разных условиях: на сверхзвуке, с дозаправкой в воздухе, на предельно малой высоте, с пуском ракет.

-- Получается, что в полете вы командовали верховным главнокомандующим?

-- На президентском самолете Ил-96-300 тоже есть командир корабля, он принимает решения, а не президент-пассажир.

-- Но в вашем случае президент был не пассажиром, а членом экипажа.

-- Да, он был членом экипажа, пилотировал...

Николай ПОРОСКОВ