Время новостей
     N°234, 15 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2005
Собственность важнее всего
Против «АвтоВАЗа» возбуждено уголовное дело за неуплату налогов
ГУВД Самарской области возбудило уголовно дело против "АвтоВАЗа", подозревая компанию в неуплате налогов, заявила Reuters пресс-секретарь главного следственного управления при областном ГУВД Татьяна Канубрикова. "Дело существует", -- сказала она, отказавшись говорить о подробностях. В свою очередь, Интерфакс сообщил, что "АвтоВАЗу" предъявлены претензии на 230 млн руб. (8 млн долларов).

Темы "АвтоВАЗа" вчера коснулся и глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Выступая перед депутатами Госдумы, он неожиданно заявил, что недавняя смена руководства «АвтоВАЗа» не является инициативой правительства. Как известно, именно скрытой национализацией многие эксперты посчитали уход с поста главы предприятия Владимира Каданникова, который десятки лет проработал в руководстве компании, и введение в совет директоров «АвтоВАЗа» представителей государства. Г-н Христенко напомнил депутатам, что с юридической точки зрения государство не является акционером «АвтоВАЗа». «Реальных владельцев «АвтоВАЗа», кроме менеджмента, трудно определить», -- цитирует министра Интерфакс.

Примечательно, что выступление г-на Христенко перед депутатами прошло за неделю до намеченного на 22 декабря внеочередного собрания акционеров, на котором планируется избрать новое руководство компании. На последнем заседании нынешний совет директоров утвердил кандидатов в новый его состав: на 12 мест претендуют 12 кандидатов, среди них представители государства и госпредприятий -- в частности, глава "Роспрома" Борис Алешин и представители «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков и Игорь Есиповский.

При этом г-н Христенко выразил надежду, что люди в «АвтоВАЗе», которые придут на смену соратникам г-на Каданникова, представят новые перспективы развития компании. По мнению министра, для эффективной ее работы необходимо прежде всего сделать более понятной и прозрачной структуру собственников. Нынешняя является весьма запутанной: через несколько «дочек» и «внучек» «АвтоВАЗ» фактически владеет сам собой -- он контролирует около 64% голосующих акций предприятия. В частности, в собственности дочерней структуры «АвтоВАЗа» -- ОАО «АВВА» (86% которой принадлежит ВАЗу) -- находится 38% голосующих акций «АвтоВАЗа», еще 24% голосующих акций предприятия контролирует «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации», в котором «АвтоВАЗ» вместе с АВВА владеют примерно 60%. Кроме того, еще одной «дочке» «АвтоВАЗа» -- ЗАО «ИФК» -- принадлежит 2% обыкновенных акций предприятия. Неаффилированными с компанией собственниками предприятия являются Внешэкономбанк, который контролирует чуть более 7% уставного капитала, миноритарные акционеры (16%), а также "Росимущество" (1,5%).

Источники в "Роспроме" утверждали, что контрольный пакет «АвтоВАЗа» мог быть продан группе СОК -- основному партнеру «АвтоВАЗа», но из-за отставки г-на Каданникова эта сделка не состоялась. А на днях в московском офисе СОК началась выемка документов.

Похоже, г-н Христенко был прав, когда говорил, что государству, не являющемуся акционером «АвтоВАЗа», важно сделать понятной структуру собственности компании.

Анна ЛАНДЕР