Время новостей
     N°232, 13 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.12.2005
Лицевой счет
Современное искусство заботится о дорогом имидже
В Музее архитектуры открылась выставка двух архитекторов, Петера Швегера и Сергея Чобана, победителей конкурса проектов воздвижения на участке №13 московского делового центра «Москва-Сити» нового административного здания. Здание называется «Федерация», и если верить обещаниям, ко времени окончания строительства в 2008 году оно будет самым высоким в Европе. Проект представляет собой две стеклянные башни высотой 260 и 340 м, вырастающие из одного основания. Между башнями -- прозрачная мачта с панорамными лифтами. Хорош этот проект? Ну, наверное, так же хорош, как большинство офисных зданий Франкфурта или Берлина, царапающих глаз сверкающей облицовкой. Так же, как хороши рекламные ролики про новые марки «тойот» и джипов. Нехай, хай-тек это... Хаять не за что. Но и хвалить тоже. Это новый файл в программировании городского пространства, и на него записаны большие цифры в у.е. эквиваленте, высокий технологический расчет. А выставка вышла распечаткой этого файла на принтах гигантского размера. Неплохая пиар-акция.

Вторая продуманная имиджевая акция -- выставка Дома фотографии при партнерстве MasterCard и Альфа-банка фотографа Андреса Серрано. Как и Джоэль Питер Уиткин, чья выставка открыта в галерее Гари Татинцяна, Серрано любитель визуальной шокотерапии. И того и другого можно назвать «труповедами». Они любят снимать расчлененки, кровь, органы, вываливающиеся из растерзанной плоти. Но только Уиткин свой анатомический театр стилизует под барокко, а Серрано -- под поп-арт. Самое унылое -- уподобившись критикам Анне Толстовой и Ирине Кулик -- искать у обоих некрофилов язык нового гуманизма, «духовного в плотском, живого в мертвом, нетленного в бренном» (Анна Толстова). На мой взгляд, и Уиткин, и Серрано -- вершина коммерческого искусства. Спекуляция на табу, тех крайностях бытия, заглядывать за которые не рекомендуется с врожденным инстинктом самосохранения, осуществляется по всем правилам гламурной презентации: навязчивый имидж, рекламная подача, дорогая сервировка якобы элитарных и якобы интеллектуальных, а на деле светящих отраженным, ворованным светом идей. Ничего нового о человеке, поданном в качестве натюрморта из органов, равно как и о христианстве, рассказанном через распятие в моче, понять нельзя. Не сводится человек к сумме органов, а идея к физиологии. Без-образное это мышление. Думаю, что простодушная, как всякий «американский пирог», эксплуатация «запредельного» имеет ту ценность, что выражена в денежном эквиваленте. События художественного нет. Впрочем, лучшей серией Серрано можно считать откровенно рекламную галерею лиц России и Америки. Сделанные с использованием супертехнологичных камер постеры в человеческий рост со звездами и простыми людьми куда сильнее заставляют задуматься о границах и сущности того «идеального» образа человека, что создает и транслирует медийный мир. И поры кожи исполняют обязанность компьютерных пикселей, и имидж блокирует возможность увидеть лицо.

К слову, «лицевой счет» Серрано очень удачно открыт в новом пространстве Дома фотографии, в подземных залах ЦВЗ «Манеж». Для больших фотовыставок там отличный интерьер -- стильный и стерильный. Аренда его МДФ -- большая удача. А вот о ярмарке «Арт-Манеж», что открылась в главном ангаре ЦВЗ, сказать вообще нечего. Просто «кунстбазар» -- за редким исключением, салонный дилетантизм по сходной цене.

Только два последних случая сбрендившего от брендов искусства показались занятными. Лучшей выставкой «Арт-Манежа» оказалась та, что подготовлена галереей «Сэм Брук» и называется «Марат Сафин. Разрушение ракетки». Художник Василий Богачев и Олег Тимофеев смонтировали видеоклип из разных матчей, где известный пылким характером теннисист смачно швырял оземь элитные ракетки и матерился про себя. Перед экраном -- одиннадцать травмированных Сафиным ракеток. Это ремейки, которые Марат сделал по просьбе художников. На лакированном имидже знаменитого теннисиста через микроскоп изучается царапина. Порванные сетки, лопнувшие обручи достраивают образ человека до его адекватности самому себе. Живая энергия -- живой человек.

Наконец, еще один удачный пример альянса бренда и художественного имиджа -- дизайн только что открывшегося на Тверской первого в мире флагманского магазина Nokia. Прозрачные стены там мигают всеми цветами радуги, а на экранах по периметру крутят ролики от наших «старс»: Кулика, Дубосарского--Виноградова, группы АЕС, Сергея Шутова. Благодаря американским дизайнерам группы Eight Inc создано очень активное, креативное пространство. Попадаешь туда и понимаешь, что современному искусству в коммерческом центре иногда куда комфортнее, чем в выставочных залах и галереях.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки