Время новостей
     N°226, 05 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2005
На суше и на море
«Сургутнефтегаз» вместе со Statoil готовы работать на шельфе
Одна из самых богатых российских нефтяных компаний -- «Сургутнефтегаз» -- собирается работать на шельфе. В минувшую пятницу холдинг распространил пресс-релиз, где сообщил, что его руководство встретилось с представителями норвежской Stаtoil, которая имеет богатый опыт работы на море. «Стороны обсудили вопросы перспективного сотрудничества, представляющего взаимный интерес. В частности, возможности совместного освоения нефтегазовых месторождений российской шельфовой зоны», -- говорится в сообщении.

Впрочем, в российском представительстве Statoil уверяют, что разговор об освоении российского шельфа с «Сургутнефтегазом» шел лишь «в общих чертах». Также в норвежской компании подчеркивают, что представители Statoil, присутствовавшие на встрече с главой «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым, отвечают за торговлю нефтью и нефтепродуктами. В пресс-релизе «Сургутнефтегаза» отмечается, что «в результате проведенных переговоров было достигнуто соглашение об увеличении объемов поставок нефти (в адрес Statoil. -- Ред.) через порт Приморск в 2006 году». Конкретных цифр в компаниях не называют.

По данным Минприроды, начальные извлекаемые ресурсы российского шельфа составляют более 100 млрд тонн условного топлива (в том числе около 11 млрд тонн промышленных запасов). Однако суровые климатические условия и неразвитая инфраструктура делают шельфовые проекты в разы более капиталоемкими, чем континентальные. Сейчас в распределенном фонде находятся два крупных месторождения арктического шельфа -- Приразломное и Штокмановское. Оба они принадлежат «Газпрому». Statoil и еще четыре иностранных холдинга входят в шорт-лист компаний, две из которых смогут вместе с «Газпромом» участвовать в проекте.

Как будет происходить освоение других участков арктического шельфа, пока неясно. В октябре Минприроды предлагало допускать инвесторов, используя механизм двухэтапных конкурсов: сначала изучаются финансовое состояние претендента, технологические возможности, опыт работы в России, а затем рассматриваются предлагаемый размер инвестиций и сроки ввода месторождения. При этом министр природных ресурсов Юрий Трутнев предлагал создать специальную госкомпанию, которая бы формировала пулы для работы на шельфе. При этом ни «Газпром», ни «Роснефть», по его мнению, на эту роль не подходят.

Впрочем, механизм распределения шельфовых месторождений пока правительством не разработан. А «Сургутнефтегаз», по оценкам экспертов, за последние годы накопил около 13 млрд долл. свободных средств. Так что как компания, имеющая опыт работы в России и некоторый финансовый резерв, вполне может с привлечением зарубежного партнера претендовать на роль одного из основных разработчиков российского шельфа.

Денис РЕБРОВ