Время новостей
     N°219, 24 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2005
Дмитрий Васильев засветился
«Мосэнерго» снова связало надежность энергоснабжения с тарифами
Менеджмент «Мосэнерго» и РАО «ЕЭС России», как вчера выяснилось, обсуждают идею проведения допэмиссии акций или конвертируемых облигаций столичной энергокомпании на 1,5--2 млрд долл. Об этом заявил вчера первый замгендиректора «Мосэнерго» Дмитрий Васильев. По его словам, это «основной и самый лучший путь» для привлечения масштабных инвестиций в генерацию, ведь в Центральной России сейчас наблюдается дефицит мощностей. Предложение г-на Васильева означает не что иное, как призыв к существенному размыванию доли существующих акционеров "Мосэнерго" (контрольный пакет -- у РАО "ЕЭС России", около 35% -- у Газпромбанка) и продаже актива. Однако очевидно, что у топ-менеджера столичной энергокомпании нет и не будет столь мощного политического ресурса, который позволил бы радикально оживить умирающую реформу электроэнергетики.

Как уточнил г-н Васильев в беседе с журналистами, для него не имеет значения, в пользу кого будет выпущена допэмиссия: "Нам не важно, будет ли это стратегический инвестор, Газпромбанк или государство". Кроме того, свою позицию он не побоялся обосновать следующим тезисом: "Наши расчеты показывают, что если не решать проблему инвестиций, то к 2009 году в московском регионе, возможно, придется резко и очень сильно повышать тарифы". То же самое топ-менеджеры «Мосэнерго» говорили в мае, после аварии на подстанции «Чагино». Что вызвало бурю негодования у Владимира Путина: «Я с удивлением услышал рассуждения по этому поводу руководства «Мосэнерго» -- рассуждения о необходимости резкого, в несколько раз, повышения тарифов на электроэнергию якобы во избежание возможных энергетических кризисов в будущем. Считаю, что это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя, фактически -- за счет всего общества. Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства «Мосэнерго». Г-н Васильев после этих слов президента в отставку не подал и до сих пор занимает свой пост.

Впрочем, очевидно, что вопрос о привлечении средств на техническое перевооружение и строительство новых мощностей не столь сильно увязан с тарифами -- в Москве параллельно реализуется городская программа строительства электростанций, причем весьма объемная и затратная. А новый руководитель «Мосэнерго» Анатолий Копсов на своей первой в этом качестве пресс-конференции в июне говорил о том, что все стройки будут проходить «в рамках тарифов, утвержденных Минэкономразвития и правительством». Скорее всего необходимость в средствах г-н Васильев ощущает из-за провала переговоров с Газпромбанком о привлечении кредита на 200--250 млн долл. и организации совместных энергетических производств. На той же июньской пресс-конференции г-н Копсов сообщал, что ведет переговоры с ЕБРР о кредите на 250 млн долл. и с Газпромбанком. ЕБРР 29 ноября собирается одобрить выделение этих денег. О намерениях Газпромбанка информации не было, по сведениям «Времени новостей», переговоры шли трудно и зависели не только от действий менеджмента «Мосэнерго», но и от взаимоотношений «Газпрома», которому принадлежит около 35% акций столичной компании, и РАО «ЕЭС России» (51%). Около месяца назад, судя по всему, эти переговоры зашли в тупик. Г-н Васильев вчера косвенно подтвердил это, заявив, что компания ограничена в области привлечения новых кредитов, так как «на «Мосэнерго» висят старые долги».

Эксперты выдвигают две версии происходящего. Согласно одной из них, г-н Васильев пытается размыть пакет Газпромбанка, который зачастую блокирует идеи менеджеров энергокомпании. Об этом (о понуждении Газпромбанка согласиться с размыванием доли) говорил и член правления РАО, глава совета директоров «Мосэнерго» Юрий Удальцов: вчера, комментируя выступление г-на Васильева, он заявил, что вряд ли Газпромбанку как стратегическому акционеру захочется «иметь компанию, у которой сложности с надежностью». Впрочем, в результате эмиссии будет размыт и пакет РАО. Однако насколько энергохолдинг заинтересован в контроле над "Мосэнерго", в его пресс-службе вчера говорить отказались, так как это преждевременно -- решение о допэмиссии акций «Мосэнерго» пока не принято.

Согласно другой версии, г-н Васильев руководствуется интересами как раз Газпромбанка, который давно желает получить контроль над столичной энергогенерацией. Ведь, выкупив допэмиссию даже на 1,5 млрд долл., он получит более 52% акций «Мосэнерго». А деньги пойдут как раз на строительство газовых электростанций. В Газпромбанке вчера вообще не комментировали выступление г-на Васильева.

Как бы то ни было, но решение об эмиссии «Мосэнерго» в любом случае будет приниматься в правительстве. Ведь фактически это продажа активов, а подобные сделки обязан одобрить совет директоров РАО, большинство членов которого представляют интересы государства и голосуют по директиве, подписанной премьер-министром. До сих пор государство отважилось лишь продать электростанции, имеющие одного потребителя, так как существовала угроза потери этого потребителя (он мог построить собственную электростанцию). И судя по тому, что реформа электроэнергетики де-факто приостановлена как минимум до президентских выборов 2008 года, о скорейшей продаже «Мосэнерго» говорить пока не приходится.

Поэтому выступление г-на Васильева, похоже, не что иное, как попытка воздействовать на Региональные энергетические комиссии Москвы и Московской области, которые именно сейчас готовят решения о конкретных тарифах на следующий год. В августе глава столичной РЭК Владимир Мохов говорил «Времени новостей», что есть возможность повысить тарифы для населения (именно оно является основным источником дохода для «Мосэнерго») максимум на 25%, однако, по его мнению, власти не позволят вырасти цене более чем на 20%. Так что вполне возможно, торг еще не окончен.

Николай ГОРЕЛОВ