Время новостей
     N°218, 23 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.11.2005
Водка на закуску
Производители продуктов для силовых структур показали свои возможности
Новый сорокаградусный напиток под названием «Для своих» производства торгового дома «Винокур» неожиданно стал новинкой пятой Всероссийской выставки «Российские производители и снабжение вооруженных сил». Среди открывающих выставку VIP-персон был и сам знаменитый пародист Владимир Винокур. Но ни он сам, ни соседствовавший с ним на импровизированной трибуне начальник тыла, он же заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков не пояснили публике, какому именно роду войск предназначается изделие. Однако водку тут же стали называть «кошерной».

Выставка, организованная тылом вооруженных сил России и компанией «Мастер-Экспо», продолжится до 24 ноября. На ней представлены экспозиции более чем 230 предприятий и фирм, способных поставлять (а некоторые уже поставляют) свою продукцию силовикам. Посетители на многочисленных стендах могут увидеть эмалированные ведра и солдатские кровати, диковинные даже для наших дней камуфляжные костюмы, каши и макароны, тушенку и «спецпродукты функциональной направленности» (в основном концентраты). Тут же предлагают все это продегустировать. А если забрести в глубины павильона №2 «Крокус-Экспо», можно обнаружить и макет лошади под седлом из прекрасной кожи с множеством приспособлений -- для конной милиции. Или даже целый казацкий курень, где прямо при вас изготавливают для воинов что-то продуктовое.

Тылу вооруженных сил России нужны услуги многих организаций, поскольку хозяйство это огромное и разномастное. Прежде всего четыре рода войск: железнодорожные, автомобильные, дорожные и трубопроводные. Кроме того, масса разных служб -- продовольственная, вещевая, медицинская, экологическая, ветеринарная, пожарно-спасательная, горючего, военных сообщений. И все их необходимо обеспечить. Подобные службы имелись до недавнего времени и в других силовых структурах, они часто дублировали друг друга. И потому решением президента России силовики переходят к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе тылового обеспечения (МУСТО). Суть ее проста: если в городе несколько военных лечебных учреждений, должно остаться одно. Если на железнодорожной станции две, как сегодня, транспортные комендатуры, останется одна.

И по начавшейся вчера выставке видно, что количество поставщиков продукции для силовой компоненты государства в последние годы значительно снизилось. Созданы единый центр заказов, единое управление по торгам, единое место проведения этих торгов. В соответствующей комиссии по торгам -- представители всех силовиков, включая представителей Федеральной службы по гособоронзаказу и даже Минэкономразвития, всего до 25 человек. Более того, по военным округам создаются филиалы центра заказов. На проходящей выставке намечены ежедневные «круглые столы» по каждой тыловой службе. В том числе и по самой сложной -- продовольственной. Восемь лет назад был «изобретен» первый рацион солдата, получивший в Женеве премию. Теперь на него смотрят как на пройденный этап. Для сравнения: паек, придуманный при Петре I, просуществовал более ста лет.

Сегодня в наличии имеется многообразие этих пайков, как и фирм, их производящих. Главная из них, пожалуй, «Оборонпродкомплект». Паек подводника имеет более 170 наименований продуктов. «Не всякая домохозяйка назовет такой ассортимент», -- говорит генерал Исаков. Все воинские части постоянной готовности, укомплектованные контрактниками, по его словам, теперь будут кормиться от частных фирм. На таких условиях работает уже 21 гарнизонная столовая. Всего же таких заведений в армии 6,5 тыс. Видно, что частный сектор вытесняет из армии и военные совхозы. Было их еще недавно 70, сегодня -- только 40. Но все, говорят тыловики, высокорентабельные, с годовым оборотом от 50 до 500 млн руб. Продукции дают ежегодно на 2,5 млрд руб. Но сами военные признают: либо эти военные совхозы полностью войдут в рынок, либо рынок их вытеснит.

Главное, что беспокоит современных маркитантов, -- качество продукции гражданских поставщиков. Есть фирмы (и военные, не скрывая, называют их), кто сбывает армии продукцию уже просроченную или на грани истечения срока годности. А пока товар дойдет до той же Сибири... Или -- сдали военные закупленный товар на хранение продавцу, а он подменил его к моменту предъявления на некачественный. Только по линии ветеринарно-санитарной службы в этом году получено больше 2 тыс. тонн некачественного продовольствия. Поэтому тыл вооруженных сил усердно ведет реестр недобросовестных поставщиков. К следующему тендеру их уже не допустят ни под каким соусом.

Унификация военных товаров и услуг приведет к удешевлению даже такой «насквозь иностранной» новинки, как комплекты бойцов формирующихся горных бригад на Северном Кавказе. Сегодня один такой комплект имеет 86 наименований и стоит, страшно сказать, примерно 140 тыс. руб. Военным памятен эпизод, когда министр экономического развития Герман Греф поднимал над головой иностранный ледоруб и вопрошал: почему он так дорог? Да потому, что иностранный! А включили его в комплект, поскольку торопились выполнить поручение президента. Но ситуация меняется. Связанные с военным тылом фирмы предлагают свою продукцию, и уже 36 наименований горного комплекта -- российского производства. Например, сапоги горные уже не австрийские, а отечественные. В недалеком будущем, убеждает Владимир Исаков, их доля будет 70--80%. «Неприкосновенными» останутся, разве что, горные лыжи, солнечные очки и альпинистские веревки, имеющие специальный сертификат, -- от этого зависит жизнь солдата.

А водка артиста-коммерсанта Владимира Винокура, похоже, в армии приживется. Во всяком случае опробовавшие кристальный продукт после пресс-конференции журналисты признали: водка «Для своих» настолько хороша, что подойдет даже для секретного спецназа, испытывающего неимоверные физические нагрузки.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина