Время новостей
     N°215, 18 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2005
Подножка казахским авиаторам
Турция охотится за самолетами Air Astana
Казахстан стал вчера третьим в СНГ государством, за самолетами которого охотятся зарубежные кредиторы. Турецкий суд принял решение об аресте воздушных судов казахстанских государственных авиакомпаний в счет погашения долга перед местным бизнесменом. Благодаря любезному предупреждению турецких авиационных властей национальный авиаперевозчик Казахстана Air Astana вчера смог спасти от ареста свой самолет, направлявшийся из Алма-Аты в Стамбул. Вылет этого рейса был задержан на 12 часов.

Air Astana -- совместное предприятие правительства Казахстана (51% акций) и британской компании BAE Systems (49%) -- летает в Стамбул три раза в неделю. Вчерашний рейс, намеченный, как обычно, на 8.25 утра, был «отложен на неопределенное время». Причиной, как объявила администрация авиакомпании, было полученное ею извещение турецких авиационных властей. Турки предупредили коллег о поступившем из местного суда предписании арестовать любой самолет казахстанского правительства или аффилированной с ним авиакомпании «в целях возмещения долга Национального банка Республики Казахстан перед гражданином Турции Тургутом Тирали и его доверенным лицом». Сумма долга, послужившего поводом для этого судебного решения, оказалась относительно небольшой -- около 8 млн долл. Возможно, поэтому уже к вечеру вчерашнего дня воздушное сообщение между Алма-Атой и Стамбулом удалось восстановить.

Этому способствовали также некоторые юридические обстоятельства, обнаруженные в деле казахстанскими чиновниками. Как заявил Интерфаксу-Казахстан председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Алматбек Мамбетов, по его сведениям, иск турецкого гражданина подан не к Национальному банку Казахстана, а к обанкротившемуся несколько лет назад коммерческому Казкомстройбанку. Однако даже если бы претензии предъявлялись и к государственным ведомствам Казахстана, арестовать по этому поводу имущество Air Astana или какой-либо иной казахстанской авиакомпании будет юридически невозможно, считает г-н Мамбетов. «Чтобы арестовать, самолет должен принадлежать государству Казахстан. Таких воздушных судов (в госсобственности. -- Ред.) у нас нет», -- заявил глава комитета гражданской авиации.

Турецкие власти, очевидно, вняли этим доводам. К вечеру вчерашнего дня было объявлено, что утренний рейс все же будет выполнен в 20.00.

Ранее жертвами кредиторов своих правительств уже становились авиаторы России и Украины. В 2001 году самолеты Су-30 и МиГ-АТ, принадлежащие соответственно Авиационной холдинговой компании «Сухой» и Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», вынуждены были поспешно покинуть авиасалон под Парижем, чтобы избежать ареста по иску швейцарской фирмы Noga к Российской Федерации. Меньше повезло украинской авиакомпании «Авиалинии Антонова» -- два ее грузовых самолета Ан-124 «Руслан» были арестованы в Канаде и Бельгии в 2003 и 2004 году соответственно. Самолеты были задержаны по иску кипрской компании TMR Energy Limited к фонду государственного имущества Украины. Первый из этих самолетов удалось освободить после годового «отстоя» в канадском аэропорту Гузбей. «Авиалинии Антонова» оценили размер понесенного тогда ущерба в 100 млн долл. Юридические баталии по поводу второго «Руслана» идут до сих пор.

Михаил КУКУШКИН