Время новостей
     N°161, 05 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2001
Одушевленные недоброй силой
«Кошки против собак» на московских экранах
Профессор Броуди (Джефф Голдблум) круглые сутки сидит в подвале своего особняка и изобретает вакцину против аллергии на собак. В этом ему старается помешать тайная организация котов во главе с мистером Тинклсом -- ангорским фюрером-мегаломаном, одержимым идеей мирового кошачьего господства. А защищают малахольного профессора, понятно, собаки, кровно заинтересованные в том, чтобы Броуди довел-таки свою работу до конца. Противостояние ведется на самом высоком уровне: оба животных клана оснащены последними техническими новинками в области шпионажа и контртеррористических операций, с легкостью обращаются с компьютерами и в совершенстве освоили приемы восточных единоборств. Но все это происходит втайне от людских глаз -- двуногие ни о чем не догадываются, даже если очередной вполне джеймсбондовский поединок проходит в соседней комнате...

Идея разыграть «Невыполнимую миссию» силами домашних любимцев кажется вполне занимательной. В конце концов, тот же Луис Гутерман несколько лет назад приложил руку к социально-приключенческой драме из жизни насекомых -- «Муравей Антц» -- и вышло все интересно и убедительно. Но «Кошки против собак» кажутся хотя и причудливым, но, прямо скажем, не вполне удачным гибридом. С одной стороны, это стопроцентно детский фильм, в котором есть место веселым щенятам, устраивающим мультипликационную возню, маленькому мальчику -- сыну Броуди, который страдает от недостатка внимания со стороны вконец заэкспериментировавшегося папаши, а также мысли о том, что главное в этой жизни -- настоящая верная дружба. И прочие непременные атрибуты голливудских киноутренников, на которых родители, приведшие в зал своих чад, скрежещут зубами и проклинают тот день, когда они решили обзавестись потомством. С другой -- вполне взрослая пародия на шпионские боевики с отсылками к классике жанра и ироничным обыгрыванием штампов. Но в результате места в фильме не хватает ни для того ни для другого.

Зато едва ли не девяносто процентов времени занято показом собственно кошек и собак (не считая Голдблума, живых актеров в фильме не больше полудюжины, и ничего экстраординарного на экране они не выделывают). Животные же тут не совсем обычные, ибо откорректированы с помощью новейших компьютерных технологий и спецэффектов. Выглядят они более чем странно и вызывают ассоциации не с антропоморфными зверюшками Уолта Диснея, а скорее с обитателями стивенкинговского кладбища домашних животных. Жутковатые звери с неестественно вывернутыми конечностями и пугающе шевелящимися челюстями, толчками и рывками перемещаются по экрану. Более всего они напоминают ожившие чучела, четвероногих зомби, оживленных могущественной, но не сказать что доброжелательной силой. И даже мимолетного взгляда на эти создания достаточно, чтобы ясельная сказочка приобрела весьма мрачный привкус. Впору вспомнить Терри Гиллиама: если бы его невменяемые от галлюциногенов герои «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» попали на выступление Юрия Куклачева, их несфокусированному взору предстало бы как раз нечто подобное. Особенно не повезло кошкам: мало того, что выглядят они как сущие черти, так еще и сознательно лишены всякого обаяния, неизменно присущего злодеям из триллеров. Единственный более или менее запоминающийся и симпатичный персонаж -- специально выписанный для борьбы с собаками русский кот-супершпион, постоянно ворчащий и жалующийся на судьбу. Однако и им не удается насладиться в полной мере, так как в русском дубляже он почему-то говорит с теми интонациями, которые используют заштатные пародисты, пытающиеся изобразить Владимира Вольфовича Жириновского.

Но даже если бы животные были сделаны идеально, живой и непосредственный юмор сочился из каждого кадра, а Джефф Голдблум затмил бы Лоуренса Оливье -- все равно о целесообразности похода на этот фильм (тем более с детьми) можно было бы спорить. Потому что люди, которые так сильно не любят кошек и отказывают им в праве на самоопределение, вряд ли могут научить вашего малыша чему-либо путному.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ