Время новостей
     N°209, 10 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.11.2005
Двойной стандарт
Современное российское искусство снова под следствием
8 ноября ожидалось очередное заседание суда по иску против искусства. Истцы -- члены Московского союза художников -- обвинили организаторов выставки «Россия 2», галерею Гельмана и Центральный Дом художников, в оскорблении религиозных и нравственных чувств, нарушении конституционных прав и причинении существенного морального вреда. Достаточной компенсации истцы посчитали выплату им пяти миллионов рублей.

Заседание отложено до декабря. Не явились адвокаты истцов. Напомним, что из-за грубых нарушений, допущенных теми же адвокатами при составлении иска, был отклонен подобный иск к организаторам «России 2» в июне этого года. Как считают организаторы выставки «Россия 2», новый иск такой же пример безграмотности, необоснованных и клеветнических обвинений в адрес современного искусства. В документе, присланном галереей Гельмана, все претензии обиженных членов МОСХа разобраны по пунктам. После изучения искового заявления и комментариев к нему сомнений не остается. Составители иска умышленно врали: искажали описания произведений Гора Чахала (к слову, художника, истово (без тени иронии!) пытающегося вернуть творческому процессу сакральное напряжение, бережно и с великим пиететом интерпретирующего в своих работах традиционную иконографию христианского искусства), предъявляли претензии отсутствующим на выставке работам...

Современное искусство оказывается одной из самых проблемных для нашего социума территорий. Культуры уважения Другого (человека, нации, религии, мнения) нет как нет. Желания учиться понимать contemporary art, а потом уж делать вывод о богохульстве или боговдохновенности той или иной работы, -- нет как нет. Уважать традицию, признавать, что искусство -- не развлечение, не коллективное снотворное в услаждающей глаз упаковке, а медиум самых важных (подчас неудобных, неприятных, больных) общественных проблем, -- это не для господ из МОСХа. Они действуют «чисто конкретно» -- обидевшись на удачливых коллег из «актуального цеха», потеряв советскую распределительную кормушку, желают воспользоваться благоприятной ситуацией и «срубить» с галереи Гельмана и ЦДХ заветные пять миллионов.

Самое гадкое -- эта ситуация создана при попустительстве государства. Как мы помним, позором закончилось дело в отношении Музея Сахарова. Художники проиграли вандалам и мракобесам. Как мы помним, с позора началась самая посещаемая сейчас в Москве выставка «Русский поп-арт»: директор ГТГ Валентин Родионов, вопреки музейной этике внял угрозам жалобщиков и снял из экспозиции работу Александра Косолапова «Икона-икра» под предлогом того, что она «возбуждает религиозную вражду». И вот что замечательно: вариант той же работы Косолапова делегирован представлять современную русскую культуру на престижнейшем международном фестивале «Европалия» в Антверпен. Там висит -- ничьих чувств не оскорбляет... Помнится, в отношении Запада у российских официальных лиц было модно определение «двойной стандарт». Теперь Россия охотно пользуется этим стандартом в отношении собственного искусства.

О новом наступлении на современное искусство рассказывают пострадавшие художники Александр Косолапов и Олег Кулик.

Александр КОСОЛАПОВ:

-- Для меня было оскорбительным то, что национальный музей России так грубо нарушил корпоративную этику. Уместно вспомнить случай на выставке молодых английских художников «Сенсация» в Бруклинском музее современного искусства в 1999 году, когда мэр Нью-Йорка Джулиани потребовал снять работу художника Криса Офили. Дело было передано в суд. Мэр проиграл. Выиграли общественность и музей. А в отношении общей ситуации скажу, что все, что творится против искусства, к нему самому не имеет никакого отношения. Когда общество нездорово, тогда какая-либо группа желает осуществлять тотальный контроль за идеологией, моралью и нравственностью. Изъятая с выставки «Русский поп-арт» работа «Икона-икра», где в окладе -- изображение черной икры, часть моего большого проекта, посвященного посткоммунистической России, в которой символы американского общества (кока-кола, «Макдоналдс») оппозиционны советским символам благополучия и счастья, той же черной икре.

Олег КУЛИК:

-- Думаю, что эти конфликты очень локальные. Серьезно говорить о них нельзя. Что это за претензии, которые кто-то втихаря предъявил?! У нас все только формируется, потому все зависит от того, насколько убедительно мы сами сможем отстоять свое мнение и правоту. Вообще, поскольку на современного художника наезжают всякие мистики, «гробовские», «потустороновские», ему ничего не остается делать, как реагировать на это. Сегодня трансцендентное вопиет. И вместо социальной критики художник обязан заниматься вечными проблемами. На днях открыл книжку старика Декарта, доказательства бытия Бога с рационалистической точки зрения. Потрясающие доказательства. Оказывается, с ними можно жить здесь и сейчас, в нашем сложном мире. А людям, которые наезжают на художников, не худо бы эти доказательства перечитать, тогда, может, отношения с миром у них больше выстроятся не по горизонтали, а по вертикали.

Подготовил Сергей ХАЧАТУРОВ