Время новостей
     N°160, 04 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2001
Пхеньян собирает друзей
Их набралось уже двое
Летний всплеск внешнеполитической общительности северокорейского лидера Ким Чен Ира не ограничился месячным железнодорожным туром по просторам России. Вчера «пхеньянский отшельник» с помпой принимал прибывшего в КНДР с трехдневным визитом китайского лидера Цзян Цзэминя.

Беседы Ким Чен Ира с Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем наглядно свидетельствуют, что Пхеньяну удалось возобновить на новой основе охладившиеся в начале 90-х отношения с двумя ключевыми соседями-союзниками. Хотя Китай в отличие от постсоветской России не отворачивался от КНДР столь же демонстративным образом, установление в августе 1992 года дипотношений между Пекином и Сеулом нанесло мощный удар по идеологическим основам китайско-северокорейской дружбы. Вплоть до вчерашнего дня китайские лидеры в КНДР не наведывались.

Сам же Ким Чен Ир за последнее время побывал в Китае дважды. Его визит в мае 2000 года стал прелюдией к историческому межкорейскому саммиту в Пхеньяне. Это, впрочем, не означает, что каждая китайско-корейская встреча автоматически приводит к ускорению диалога Севера и Юга, -- в январе этого года Ким вновь посетил Китай, где уделил основное внимание изучению опыта экономических реформ. Никакого прогресса в межкорейском диалоге после этого не последовало -- напротив, общение Сеула и Пхеньяна было заморожено. Теперь многие обозреватели ждут, что визит Цзян Цзэминя станет прологом к новой активизации контактов КНДР с Южной Кореей, особенно если китайский лидер убедит Ким Чен Ира выполнить обещание нанести ответный визит в Сеул.

После полугодового застоя в развитии контактов Севера и Юга в минувшее воскресенье по пхеньянскому радио неожиданно было передано официальное предложение властей КНДР в скорейшие сроки возобновить межкорейский диалог на уровне правительств. А через сутки после этого южнокорейский парламент 148 голосами против 119 вынес вотум недоверия министру по делам объединения Лим Дон Вону, ставшему символом сеульской политики сближения с Пхеньяном. Оппозиция во главе с Великой национальной партией использовала скандал с одобренной Лимом поездкой на Север делегации общественных деятелей, часть из которых выступила с похвалой властей КНДР, -- политическая пропаганда в пользу Пхеньяна запрещена южнокорейскими законами. Слушания переросли во всестороннее наступление на политику «солнечного тепла» Ким Дэ Чжуна -- дескать, Пхеньяну сделано много уступок, ему оказали большую помощь, а взамен Юг не получил ничего. На этом фоне запоздалая инициатива КНДР была истолкована как попытка Пхеньяна спасти свою «марионетку» в министерском кресле.

Теперь в межкорейском диалоге возможны два основных сценария. Пхеньян может изобразить возмущение и дезавуировать предложение о диалоге, адресованное лично министру Лиму. Не исключено, что Северная Корея пойдет навстречу Сеулу, желая поддержать пошатнувшийся авторитет Ким Дэ Чжуна. На этом перепутье советы гостящего в Пхеньяне китайского «старшего брата» будут иметь особый вес и значение для ситуации на Корейском полуострове.

Александр ТИМОФЕЕВ