Время новостей
     N°206, 07 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.11.2005
«Сирийцы никогда не были оккупантами в Ливане»
Немецкий сыщик Детлев Мелис намерен допросить как минимум шестерых сирийских генералов из спецслужб, включая руководителя военной разведки Асыфа Шауката, женатого на сестре президента Башара Асада. Спор идет о том, где следователь будет допрашивать сирийцев: они настаивают на родном Дамаске, немец же предпочитает Бейрут. Он хочет встретиться также и с президентом Сирии.

И в Сирии, и в Ливане ситуация в связи с расследованием тревожная. На днях об этом говорили в Москве глава МИД России Сергей Лавров и лидер Прогрессивно-социалистической партии Ливана Валид ДЖУМБЛАТ. Ливанский политик встретился и с обозревателем «Времени новостей» Еленой СУПОНИНОЙ.

-- Вы наверняка внимательно изучили доклад Детлева Мелиса, господин Джумблат, ведь ваше имя там не раз упоминается...

-- Упоминается, собственно, один раз, когда следователь Мелис приводит мои свидетельские показания. Я пока только один раз встречался с ним, ответил на вопросы, он производит впечатление профессионала. Следствие продолжается, так что посмотрим...

-- Ваше имя упоминается в докладе еще и там, где говорится о встрече 26 августа прошлого года в Дамаске между президентом Сирии Башаром Асадом и тогда еще премьер-министром Ливана Рафиком Харири. Президент, судя по докладу, в грубом тоне пообещал тогда обрушить Ливан на голову Харири и вашу тоже, если ливанские политики продолжат ему перечить.

-- Так Рафик Харири сам рассказал о той встрече нам -- мне и еще нескольким ливанским политикам. Это свидетельство покойного Харири.

-- Вы знаете и нынешнего сирийского президента Башара Асада, и предыдущего -- его отца Хафеза Асада. Мог ли старший Асад разговаривать в таком тоне с ливанскими политиками?

-- Период Хафеза Асада -- это одно, а период Башара Асада совсем другое.

-- Не могли бы вы пояснить вашу мысль?

-- Сирия при президенте Хафезе Асаде играла выдающуюся роль, как в арабском мире, так и на международной арене. Это прошлое. Славное прошлое Сирии. С президентом Хафезом Асадом у нас были тесные политические связи. А сейчас Башар Асад настоял, к примеру, на продлении президентских полномочий Эмиля Лахуда. (Просирийски настроенный президент Ливана. Против продления его полномочий осенью 2004 года выступали Харири и Джумблат. Сразу после этого Харири ушел в отставку с поста премьера. -- Ред.) Башар Асад поставил Сирию в положение беспрецедентной изоляции.

Сирийцы сыграли большую роль в стабилизации обстановки в Ливане. Они пришли к нам 29 лет назад по просьбе ливанского правительства (в Ливане шла гражданская война, и местные власти сами не справлялись с обстановкой. -- Ред.). Их присутствие было законным. Надо обязательно помнить о том, что сирийцы никогда не были оккупантами в Ливане. Но настало время, когда передислокация сирийских войск в Ливане стала необходимостью. Я потребовал этого еще в 2000 году, сразу после того, как с юга Ливана ушли оккупировавшие его израильские войска. Да и проблема сохранения единства Ливана на тот момент была уже решена. Но сирийцы не прислушались. И это было ошибкой. Как и многое из того, что случилось потом. Неверные шаги делаются и сейчас, даже в эти дни.

-- Что вы имеете в виду?

-- Выступление главы МИД Сирии Фарука Шараа в Совете Безопасности ООН было очень неудачным. Это пример провальной дипломатии. (31 октября, когда в Совбезе обсуждалась резолюция в отношении Дамаска, глава МИД Сирии провел параллель между убийством Харири в Ливане и терактами 11 сентября 2001 года в США. -- Ред.).

-- По-вашему, президент Ливана Эмиль Лахуд должен теперь подать в отставку?

-- Если ему будут предъявлены какие-то обвинения, то ему лучше сразу подать в отставку. Но это должно решаться на переговорах между самими ливанцами, особенно между христианами. (Президентом Ливана, по местным законам, должен обязательно быть христианин, в то время как пост премьер-министра занимает мусульманин-суннит. -- Ред.).

-- В апреле этого года сирийские войска под давлением ливанской оппозиции, а также США и Франции все-таки ушли из Ливана. Поскольку сирийцы гарантировали стабильность, то нет ли опасности новой гражданской войны в Ливане?

-- Нет, такой опасности нет. А если бы сирийцы сами еще пять лет назад выполнили условия по передислокации в Ливане, то такого, как сейчас, не было бы. И сам уход сирийцев не был бы таким унизительным, ведь мы же тоже не хотели, чтобы получилось именно так. Но после 14 февраля (дня убийства Рафика Харири. -- Ред.) возмущение ливанцев и международного сообщества преступлением было столь велико, что события привели к уходу сирийцев, а по поводу убийства Харири идет международное расследование.

-- Тем не менее в Ливане много неподконтрольных правительству вооруженных отрядов. Та же шиитская группировка «Хизболла». Как быть с проблемой ее разоружения?

-- Это внутренняя проблема. Она должна решаться в диалоге между самими ливанцами. Мы не приемлем здесь никакого международного посредничества. К тому же израильтяне ушли не со всех ливанских земель, под их оккупацией остается высота Шебаа. А в израильских тюрьмах остаются ливанские заключенные. Это надо решать.

-- Израильтяне вообще называют «Хизболла» террористической организацией...

-- Она никакая не террористическая. «Хизболла» -- патриотическая организация, она много сделала для освобождения юга Ливана от израильской оккупации. От «Хизболлы» в правительстве Ливана работают два министра.

-- Расследование Мелиса -- не начало ли это конца сирийского режима?

-- Мы хотим раскрытия истины по поводу убийства Рафика Харири. Если потребуется, если ливанское правительство потребует этого, то, наверное, нужно будет проводить международный суд. Но мы не хотим воспользоваться этим с иными целями. Мы не хотим нестабильности в регионе, в частности, в Сирии. И мы против введения международных санкций против Сирии. От санкций никакого толка. Мы видели, к чему привели подобные санкции в Ираке: из-за них там погибли тысячи невинных людей.

-- Ищете ли вы убийц вашего отца, Камаля Джумблата, застреленного в Ливане в 1977 году? Кто его убил?

-- Это дело прошлое. Я перевернул эту страницу и простил. Во время президентства Хафеза Асада у меня наладились очень хорошие политические отношения с Сирией. Сирийцы отвели от Ливана израильскую угрозу. Трудно переоценить их помощь...

-- То есть получается, вы простили сирийцам?

-- Я простил. Я сказал четко, что простил. Простил. Дело прошлое.

-- Помимо того, что вы возглавляете Прогрессивно-социалистическую партию Ливана, вы еще лидер общины друзов. Кто такие друзы?

-- Это маленькая группа. Одно из течений ислама. Мы арабы. И мы мусульмане. В Ливане живет около 250 тыс. друзов, во всем мире нас меньше миллиона. (Друзы живут также в Сирии, Иордании и Израиле. -- Ред.).

-- Друзы, насколько мне известно, верят в переселение душ?

-- Да, это одна из немногих мусульманских общин, представители которой верят в переселение душ из-за, наверное, влияния буддизма и индуизма. Да и древние греки верили в переселение душ.

-- А вы свою прошлую жизнь помните?

-- Я реальный политик. Светский человек. Сейчас не до воспоминаний. Вот как на пенсию пойду, может, что-нибудь вспомню, если к тому времени уже куда-нибудь не переселюсь.

Беседовала Елена СУПОНИНА