Время новостей
     N°200, 27 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2005
Оружейный олигарх
"Рособоронэкспорту" надоело быть государственным унитарным предприятием
Пять лет назад президент России Владимир Путин своим указом №1834 от 4 ноября реорганизовал систему военно-технического сотрудничества (ВТС) страны, слив две госкомпании -- «Росвооружение» и «Промэкспорт». С этого момента и ведет свою историю нынешний эксклюзивный госпосредник в торговле оружием и военной техникой -- федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт». Хотя формально официальную историю ВТС можно отсчитывать и с 1953 года, когда было образовано Главное инженерное управление (ГИУ) Министерства внешней торговли СССР. Было ли решение пятилетней давности оправданным?

Несомненно, образование единого госпосредника усилило роль государства в тонкой сфере торговли оружием. Одновременно была устранена конкуренция между российскими предприятиями на мировом рынке. Из практики известно: при излишнем увеличении количества предприятий, имеющих право выхода на зарубежный рынок, объемы экспорта падают. «Поставлять финальную, конечную продукцию оборонно-промышленного комплекса должна одна госкомпания», -- уже не первый год заявляет глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов. Запчасти и сервисные услуги сегодня поставляет несколько предприятий оборонно-промышленного комплекса, которым указом президента разрешено это делать. Объем их поставок не превышает 16--18% от «вала». Наконец, с образованием единого госпосредника была восстановлена предусмотренная законом о военно-техническом сотрудничестве вертикаль управления системой экспорта российской военной продукции. В стране с тех пор действует единый государственный посредник и по экспорту, и по импорту продукции и услуг военного назначения.

Пока Россия на мировом рынке вооружений стабильно занимает одну из лидирующих позиций, а динамика внешнеэкономической деятельности «Рособоронэкспорта» неизменно положительная. В 1998 году Россия экспортировала оружия на 2,8 млрд долл., в 2004-м -- уже на 5,12 млрд долл. Результаты этого года, заверили обозревателя «Времени новостей» в штаб-квартире госпосредника на Гоголевском бульваре, ожидаются не хуже прошлогодних. Напомним: в СССР ежегодные валютные поступления в сопоставимых ценах от торговли оружием составляли до 2,5 млрд долларов.

На долю «Рособоронэкспорта» приходится около 90% экспорта российского вооружения и военной техники. Военный экспорт ежегодно дает в бюджет 4--5 млрд долл. -- четвертое место после поставок нефти, газа, а также черных и цветных металлов. Однако Сергей Чемезов видит в продаже оружия не только оружейный экспорт в чистом виде, но и «мощный катализатор для выполнения макроэкономической национальной программы удвоения к 2010 году валового внутреннего продукта». Ежегодно «Рособоронэкспорт» заключает контрактов на сумму от 5 до 7 млрд долл. Среди партнеров предприятия -- военные и ведущие военно-промышленные структуры более чем 60 стран мира, международные организации, включая ООН.

Тем не менее особо обольщаться не стоит. Специалисты в сфере оборонки в один голос предупреждают: судя по сегодняшнему состоянию российского ОПК увеличение оружейного экспорта скоро станет невозможным. Так что придется частично сворачивать торговлю вооружением и военной техникой. Во всяком случае в следующем году действительно будет спад, хотя и незначительный. Отчасти он объясняется неравномерным распределением по годам проплаты по контрактам, отчасти тем, что у России уводят основных покупателей вооружения и военной техники -- Китай и Индию: США снимают ограничения на поставку в эти страны некоторых образцов оружия и двойных технологий. Вся надежда на то, что в российской оборонке пока достаточно новейших разработок и изобретений. Но для их воплощения «в железо» нужны инвестиции, и не только государственные. «Рособоронэкспорт», например, намерен вкладывать средства в фундаментальную науку, которая работает над оружием будущего.

В последнее время сфера деятельности госпосредника все более расширяется. Он уже не просто торгует оружием, но пытается оказывать влияние на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса. В частности, через приобретение акций оборонных предприятий -- чтобы, как поясняют в компании, иметь возможность контролировать производство экспорто-ориентированной продукции. «Дочка» «Рособорнэкспорта» -- «Оборонпром» -- стала управляющей компанией российского вертолетостроительного холдинга. Еще одна «дочка» оружейного олигарха -- «Оборонпромлизинг» -- уже имеет контракты с десятками оборонных предприятий страны.

В реализацию внешнеторговых сделок по контрактам «Рособоронэкспорта» вовлечено более 700 российских разработчиков и производителей продукции военного и двойного назначения. В среднем в год под поручительство «Рособоронэкспорта» оформляется кредитов на 3--4 млрд руб. При дефиците оборотных средств и недостатке финансовых ресурсов у производителей для них это весьма солидная поддержка.

Но, оставаясь главным инвестором российского оборонно-промышленного комплекса, госпосредник хочет конвертировать этот статус в дополнительные бизнес-преференции. Поэтому в «Рособоронэкспорте» считают, что компания переросла нынешние рамки ФГУПа и должна стать госкорпорацией -- такой статус позволит ей проявлять гораздо большую самостоятельность в бизнесе.

Компания стала не только поставлять отдельные образцы вооружения и военной техники, но и формировать в интересах заказчика системные проекты. Например, лицензионное производство самолетов-истребителей на территории страны-заказчика. В последние годы число комплексных заявок выросло вдвое. Руководство компании ведет дело к тому, чтобы она стала госзаказчиком экспортируемой техники, имела возможность проводить тендеры. В этом случае предприятие сможет привлекать в новые разработки внебюджетные средства.

Вполне вероятно, что федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» действительно будет преобразовано в государственную корпорацию. Это нечто среднее между акционерным обществом и государственным унитарным предприятием. Но для этого необходимы перемены в законодательстве о военно-техническом сотрудничестве, которые и лоббирует "юбиляр", пользуясь хорошими личными связями руководства в высших эшелонах власти.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина