Время новостей
     N°199, 26 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2005
«Пропуском в Россию должна быть не платежеспособность, а квалификация»
Недавно обнародованный доклад Программы развития ООН «Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития», прогнозирующий скорый кризис на отечественном рынке труда, вновь заставил политиков обратить внимание на демографические проблемы страны (см. «Время новостей» от 18 октября). Примечательно, что российские власти не только не стали опровергать пессимистичные выводы, но и согласились с рецептами изменения ситуации, предлагаемыми международными экспертами по трудовой миграции. Более того, многие рекомендации ООН, касающиеся дебюрократизации миграционной системы и регулирования трудовых ресурсов, уже давно обсуждаются в Государственной думе и правительстве, и сегодня уже практически обрели форму законопроектов. О том, как именно должно измениться отношение России к трудовым мигрантам из ближнего и дальнего зарубежья, рассказывает член комитета Государственной думы РФ по безопасности от фракции «Единая Россия» Отари АРШБА.

-- Демографический кризис в России угрожает самому ее существованию -- вот главный вывод авторов доклада. По уровню развития человеческого потенциала международные эксперты ставят нашу страну на 57-е место в мире. Горький, но факт. Исследования ООН отличаются непредвзятостью, да и сами мы вряд ли ощущаем себя на более достойном месте. Причины же нынешнего положения, приводимые в докладе, -- давно не новость: бедность, плохое здоровье, низкая продолжительность жизни (из-за пьянства в том числе) мужчин трудоспособного возраста. При этом на фоне сокращения нашего населения, добавляют российские демографы, доля пожилых людей в нашей стране уже в этом году перевалит за четверть. Грубо говоря, россиян становится не просто меньше, но меньше как активных работников, без которых экономика мертва.

Предлагаемые экспертами ООН пути выхода из такой ситуации в общем-то давно понятны всем думающим о судьбе России. Собственно, задача «заселения» страны нужным количеством (и качеством!) людей и решается лишь теми универсальными способами, которые предлагают авторы доклада и которые, что для нас важнее, были эффективно апробированы другими странами. Более того, насущность таких мер для России не просто осознана и воспринята руководством страны -- оно уже делает конкретные шаги по их реализации.

Стратегическим из этих путей является, безусловно, инвестирование государства в собственный человеческий потенциал. Как в укрепление здоровья человека и увеличение продолжительности его жизни, повышение рождаемости, так и в получение им хорошего образования и совершенствование профессиональных навыков. Собственно, в этом и есть суть заявленных недавно Владимиром Путиным национальных приоритетов в таких сферах, как здравоохранение, образование, жилье, ЖКХ, производство продовольствия.

Однако понятно, что сохранение и приумножение собственного человеческого капитала -- процесс длительный. А даже сегодняшних 145 млн россиян уже не хватает для полноценного развития страны. Вот почему сейчас крайне необходимо задействовать внешний резерв, о котором и говорят исследователи ООН. Чтобы сохранить хотя бы нынешние темпы экономического роста, нам, утверждается в докладе, уже через десять лет надо будет ежегодно принимать до 2 млн иммигрантов -- желательно дееспособных и образованных.

Не берусь обсуждать количественную оценку необходимых нам сегодня трудовых ресурсов извне. Бесспорно лишь, что они должны быть дееспособными и образованными. Причем не «желательно», как советуют нам международные эксперты, а -- обязательно. Принципиальная для нас дефиниция! Потому что в России сегодня нехватка не просто рабочих, но профессиональных рабочих рук, тотальный дефицит кадров. Прежде всего средней -- становой для экономики -- квалификации.

Чтобы заполнить вакуум, необходима прежде всего либерализация нашего миграционного законодательства с одновременным ужесточением контроля за его исполнением. С тем, чтобы привлечь мигрантов желательных и отсечь нежелательных. Неконтролируемая миграция куда хуже, чем отсутствие миграции как таковой -- в первую очередь своими негативными социальными последствиями. Об этом предостерегают международные эксперты, да и в России это уже давно осознали на самом высоком уровне. «Еще немалое число предпринимателей в России пользуются выгодами нелегальной миграции, ведь бесправный иммигрант особенно удобен для неограниченной эксплуатации. Он, кстати сказать, и потенциально опасен с точки зрения правонарушений», -- говорится в последнем послании президента парламенту. Такая ситуация во многом провоцируется нашими бюрократическими рогатками. Фактически они убивают саму легальную возможность для иммигранта, не то что гражданство получить или хотя бы вид на жительство -- даже разрешение на работу оформить.

Судите сами. Получение даже простого разрешения на временное проживание иммигрантом требует от него регистрации по месту проживания. То есть, по сути, он должен купить жилье. Кому это по карману? Уж точно не инженерам и техникам или, скажем, рабочим-станочникам. То есть именно тем, в ком страна как раз и нуждается. В Канаде им давно бы уже оформили вид на жительство в соответствии с балльной системой необходимости для общества. У нас же им двери закрыты. Зато для определенной части мигрантов купить жилье или показать справку о немыслимых даже для среднего россиянина доходах (одно из условий для претендентов на получение гражданства) -- плевое дело. Вот и приезжают к нам совсем не те, кто нужен. Открывают бизнес, торгуют, причем зачастую по криминальным схемам. Живут замкнутой диаспорой, не считаясь с нашим миропорядком (да и к чему, если могут купить себе даже и гражданство). А за ними уже тянется эшелон соплеменников, умеющих разве что товары на рынок подносить да бетон месить и готовых получать за это гроши от «благодетелей».

Нам же нужны труженики. Причем с квалификацией. Именно квалификация, а не регистрация и платежеспособность должна стать пропуском в Россию. Нужна балльная система, позволяющая сразу давать вид на жительство, а значит, право на работу для тех специалистов, в которых нуждается страна. Чтобы не способность купить все и вся, но лишь нужная специальность и желание служить России определяли ценность иммигранта. Такому, пожелай он осесть у нас, проще и адаптироваться -- ведь у него самого есть внутренняя осознанная потребность в этом. И это для нас, привыкших независимо от национальности ощущать себя однородным обществом, крайне важно.

Пресечение нелегального ввоза в страну дешевой рабочей силы не только сократит размеры «теневого сектора», но и даст реальную пользу и государству, и обществу. Сломав сложившееся коррумпированное «регулирование» миграции, мы переломим и свое отношение к иммигрантам, осознаем необходимость в их помощи. Правда, и тех, кто России всего нужнее, еще надо суметь заинтересовать работать в нашей стране, остаться надолго, передать здесь свое мастерство. Вот почему и в Госдуме, и в правительстве уже сейчас, не дожидаясь рекомендаций международных экспертов, идет работа по коренному изменению «правил игры» в миграционной сфере. С тем, чтобы гости у нас были только желанные, а самим им было бы комфортно работать и жить у нас одним домом. Именно такой подход всегда предопределял саму выживаемость многонациональной России.

Выводы и советы авторов доклада ООН не просто актуальны. Важнее то, что они не только совпадают с нашей собственной оценкой ситуации, но и подтверждают верность нашего подхода в реформировании своей миграционной политики. Пожалуй, единственное, где уважаемые международные эксперты поставили телегу впереди лошади, так это в трактовке понятия шовинизма. Шовинизм, якобы присущий российскому обществу, авторы доклада считают одним из тормозов трудовой иммиграции. Хотя, как показывают социологические опросы, неприятие приезжих и ксенофобию порождает как раз спровоцированный бюрократическими рогатками незаконный ввоз в страну дешевых, неквалифицированных и порой склонных к криминалу людских ресурсов. Будь шовинизм в действительности присущ нашему народу, России просто бы не было.