Время новостей
     N°158, 31 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.08.2001
Китайский путь
Нефть Каспия может потечь на восток
Каспийская «игра», развернувшаяся почти сразу после появления на карте мира новых независимых государств, все истекшее десятилетие развивалась в одном направлении -- на юго-запад, в сторону Анкары. Ближайший союзник США в регионе, Турция должна была стать одновременно как крупным потребителем каспийской энергии, так и перевалочным пунктом для ее дальнейшей транспортировки в направлении Европы.

События 90-х годов продемонстрировали, что перспективы «турецкого пути» каспийской нефти не столь многообещающи, как это казалось вначале. Попытки администрации Клинтона утвердить лидерство США в регионе путем поддержки проекта идущего в обход России и Ирана трубопровода Баку--Джейхан натолкнулись на массу экономических и политических проблем.

Многие эксперты, близкие к новой американской администрации, теперь открыто говорят о том, что слишком высокая ставка на Баку--Джейхан была просчетом Клинтона. Политики и бизнесмены все чаще посматривают на восток от Каспия -- там находится второй в мире (после США) кредитоспособный потребитель энергии, потребности которого в углеводородном сырье неуклонно возрастают. Это Китай, чья экономика уже два десятилетия растет ежегодно на 8--9%.

Энергобаланс КНР носит весьма архаичный характер. Доля угля в нем составляет 70%, газа -- 3%, атомной энергии -- 1%. Пекин поставил задачу сократить потребление угля и увеличить использование газа, что призвано исправить катастрофическую ситуацию с экологией в крупных городах и промышленных центрах. Власти планируют к 2010 году втрое, до 80 млрд кубометров, увеличить добычу газа. Однако основные разведанные запасы газа находятся на западе страны (в Синьцзяне, по соседству с Центральной Азией), а его потребители -- в прибрежных районах на востоке. Соединить их должна грандиозная «великая китайская труба» длиной 4,2 тыс. км, которая протянется от Синьцзяна до Шанхая.

Хотя «великая труба» с инфраструктурой будет стоить более 10 млрд долл., западные инвесторы проявили большой интерес к тендеру на ее строительство. А ведь скептики предупреждают, что запасов газа с Таримского месторождения в Синьцзяне может не хватить на все 40 лет, необходимых для окупаемости проекта. Судя по всему, иностранные инвесторы в перспективе надеются использовать транскитайский трубопровод для перекачки газа из Туркмении и Казахстана, причем его можно будет продавать не только в Китае, но и в Корее или Японии.

В середине августа подконтрольная китайскому правительству компания PetroChina дала согласие на совместное участие в тендере по «великой трубе» Royal Dutch/Shell и российского «Газпрома», заинтересовавшегося проектом с большим опозданием. Главными конкурентами новорожденного альянса являются BP и Exxon Mobil. На прошлой неделе в Москве побывал вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чэн Гэн, который в беседе с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером признал, что «опыт и потенциал» российской компании «могут быть полезны» для КНР. Это внушает скромную надежду на успех россиян, раз за разом проигравших крупные китайские тендеры 90-х годов. Напомним, что решение Пекина о допуске «Газпрома» к тендеру по «великой трубе» появилось вслед за июльским визитом в Москву руководителя КНР Цзян Цзэминя, обсуждавшего также проект поставок в КНР газа из Восточной Сибири с Ковыктинского месторождения. Постройка газопровода из Иркутска даст России возможность ежегодно экспортировать до 30 млрд кубометров газа в Китай и Южную Корею. Главным игроком в этом проекте является ВР, которая владеет 30,84% акций «РУСИА Петролеум». Правда, в последние недели появились сообщения о том, что интерес к акциям «РУСИА» проявили ТНК и «Газпром».

Помимо газа Китаю нужна нефть. Пекин проводит политику стабилизации добычи нефти на востоке в районе старых месторождений (Дацин), одновременно увеличивая добычу на западе. Это также потребует строительства новых трубопроводов, однако своей нефти КНР все равно не хватит. В 1999 году китайцы добыли 160 млн тонн, и в обозримом будущем больше чем на треть уровень добычи им не поднять. Импорт «черного золота» быстро нарастает -- как сообщило агентство «Синьхуа» со ссылкой на китайских экспертов, в 2000 году Китай ввез 70,27 млн тонн сырой нефти, то есть на 91,9% больше, чем в 1999 году. К 2015 году как минимум половину нефтяных потребностей страны будет покрывать импорт.

Вопрос лишь в том, откуда эта нефть будет поступать. Китай опасается нестабильности на Ближнем Востоке и конфликтов у своих южных морских рубежей -- обострения возможны как в районе спорных архипелагов, так и у берегов несговорчивого Тайваня. Поэтому Пекин не пойдет на то, чтобы стратегическое сырье доставлялось только танкерами. Альтернативой может послужить труба с севера -- из России, или с запада -- из Центральной Азии.

Китайские эксперты полагают, что сотрудничество с Россией поможет не только обеспечить страну энергетическими ресурсами, но и сэкономить на инфраструктуре -- ведь сибирские богатства территориально ближе к китайскому потребителю, чем центрально-азиатские или даже собственные синьцзянские или тибетские. В июле было подписано соглашение о подготовке технико-экономического обоснования нефтепровода из Ангарска в Дацин длиной 2,4 тыс. км. Это проект ЮКОСА, в случае реализации которого лет через десять в Китай можно будет перебрасывать до 30 млн тонн российской нефти ежегодно. Но и в этом случае у Китая есть свои политические требования к маршруту -- Пекин настаивает, чтобы труба непременно шла в обход Монголии.

КНР может получать нефть и из каспийского региона. В 1997 году Казахстан отдал китайцам 60% акций компании «Актобемунайгаз» в обмен на обязательство за 20 лет инвестировать 4,3 млрд долл. и построить нефтепровод от Актюбинска до месторождения Карамай в Синьцзяне. Надежды Астаны таким образом обойти Россию пока не реализовались -- китайская компания не торопится со строительством трубы под предлогом недостаточности объемов добываемого сырья.

Но в будущем все может измениться, и самым важным маршрутом экспорта энергоносителей из Центральной Азии станет путь к морю через Китай -- страну политически стабильную и, несмотря на декларируемый «коммунистический выбор», очень внимательную к интересам иностранных инвесторов. Политическим препятствием к реализации этого варианта является то, что он не входит в геополитические предпочтения Вашингтона. Не менее важным будет и то, как воспримет такой альтернативный план Россия. В обозримом будущем Пекин скорее всего не будет рисковать дружбой с Москвой, не желающей быть обойденной «каспийской трубой».

Александр ЛОМАНОВ