Время новостей
     N°194, 19 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2005
Юрий Лужков поправил Екатерину Великую
Мэр Москвы распорядился срочно достроить Царицыно
Юрий Лужков, давно увековечивший себя в столичной архитектуре, в последние годы своего пребывания на посту мэра, похоже, решил поставить себя в один ряд с российскими императорами. На вчерашнем заседании правительства Москвы градоначальник потребовал поторопиться с реконструкцией дворцового комплекса в Царицыно, дабы завершить работы к 2007 году. Скоро перед отреставрированным дворцом может появиться табличка: «Большой дворец. Разрушен по приказу Екатерины II в 1786 году, воссоздан по приказу Юрия Лужкова в 2007-м».

Напомним, что ландшафтный парк «Царицыно», известный неоготическим ансамблем знаменитого российского архитектора Василия Баженова, был передан Москве из федеральной собственности в обмен на здание бывшего Музея Ленина. Едва получив царицынские дворцы, мэр немедленно принялся за их восстановление. «Из-за небрежения государственной власти Царицыно было обречено на жалкое состояние, на руинирование. А ведь на самом деле это великолепный архитектурный ансамбль», -- заявил вчера г-н Лужков, не уточняя, что ответственность за «руинирование» лежит лично на императрице Екатерине II.

В Европе XVIII века большинство архитекторов были масонами. Для профессиональных строителей сообщество «вольных каменщиков» и «строителей храма Соломона» было чем-то вроде профсоюза. Не был исключением и Василий Баженов, обучавшийся в академиях художеств Франции и Италии. Однако, получив в 1775 году заказ на строительство царицынской резиденции, архитектор перегнул палку: его строения были так насыщены масонской символикой, что императрица, не жаловавшая масонов, приказала разрушить Большой дворец. Уцелели лишь Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса и другие постройки. Спустя год, в 1787 году, строительство Большого дворца начали уже по проекту другого великого русского архитектора, Матвея Казакова, но и это строительство не было доведено до конца -- в 1796 году императрицы не стало.

То, что историческая ценность Царицынского архитектурного комплекса во многом заключается именно в его незавершенности, мэра Москвы, похоже, не смущает -- достроенный дворец будет представлять собой совсем другую ценность. «Если превратить парк в музейную и рекреационную зону, зону отдыха, обеспечить удобные подъезды, то мы сможем в Москве получить уникальный ансамбль, равного которому в городе нет», -- заявил вчера Юрий Лужков, утвердив строительство в парке парадных входов, контрольно-пропускных пунктов, подземных паркингов, пляжей, пасеки и многих других элементов лужковского барокко.

Остается надеяться, что городским властям не придет в голову достраивать знаменитую «руину» -- непременную принадлежность романтических парков XVIII века. Сегодня на живописных руинах «древнего замка» в глубине парка упражняются альпинисты и, стуча деревянными мечами, собираются поклонники Толкиена. Однако если подновить развалины, то в них вполне можно открыть точку быстрого питания или опорный пункт охраны порядка.

Александр ГУДКОВ