Время новостей
     N°157, 30 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2001
Хорошими делами прославиться нельзя
Никогда не спасайте утопающих беженцев
Человеколюбие наказуемо. Убедительным доказательством этого служит удивительная история, приключившаяся с моряками норвежского судна у берегов Австралии, которые по доброте душевной спасли тонувших в море беженцев из Центральной Азии. Вместо благодарности потомки викингов выслушивают проклятия со стороны спасенных и угрозы Канберры. А главное -- не могут нигде пристать.

Вчера норвежский контейнеровоз Tampa с 438 мигрантами на борту вторгся в территориальные воды Австралии в районе острова Рождества. Люди были спасены в ночь на понедельник после того, как нелегально перевозивший их в Австралию индонезийский паром пошел ко дну. Поначалу Tampa направилась в сторону Индонезии. Однако капитан Арне Риннан решил изменить курс, когда спасенные припугнули его обещанием выпрыгнуть за борт, если их не повезут в Австралию. Спасенные расположились на палубе между рядами контейнеров и объявили голодовку протеста. На третий день пребывания в открытом море капитан подал сигнал бедствия, сообщив о наличии на борту нуждающихся в лечении тяжелобольных людей. Проигнорировав предупреждения австралийцев о решительных мерах в адрес нарушителя, судно приблизилось к острову Рождества. Тут-то обрушилось новое бедствие -- судно взяли на абордаж 50 вооруженных австралийских спецназовцев.

Норвежские власти и компания-судовладелец Wallenius Wilhelmsen грозят Канберре судом за морское пиратство. Осло оправдывает нарушившего границу капитана ссылками на «разрастающуюся гуманитарную катастрофу» на борту судна. Однако осмотр больных, произведенный австралийским военврачом, не выявил остро нуждающихся в госпитализации. Австралийский министр по делам иммиграции Филип Раддок обвинил норвежского капитана в том, что тот «поддался давлению» спасенных. Премьер Джон Ховард сообщил норвежскому коллеге Столтенбергу о неприятном для Осло результате совещания с юристами -- Австралия за спасенных нелегалов не отвечает.

Норвежцы же указывают, что именно австралийские службы позвали контейнеровоз на помощь тонущим людям, которых по нормам морского права надлежит высадить в ближайшем порту. Судовладельцы настаивают, что капитан имеет право оставаться в водах острова Рождества еще и потому, что грузовое судно не приспособлено для безопасной перевозки по морю почти 500 пассажиров. На это Канберра говорит, что мелководный порт на острове все равно не может принять огромное океанское судно, так что в целях безопасности Tampa стоило бы вернуться в международные воды, после чего продовольствие и медикаменты будут доставляться по воздуху. А присутствие на борту спецназовцев защитит малочисленную команду в случае бунта спасенных.

Канберра настроена решительно из-за того, что лишь за последние десять дней на северном берегу континента высадились 1,5 тыс. нелегалов, приплывших из Индонезии. 96% австралийцев одобряют решение правительства не пускать афганцев на берег. Поскольку в конце года намечаются выборы, Джон Ховард вынужден прислушиваться к общественному мнению. Правительство хочет дать всем будущим нелегалам показательный урок, для чего пытается провести через парламент закон, который позволит силой выдворить норвежское судно.

При этом Хасан Вираюнда, глава МИД Индонезии, откуда отчалили злополучные афганцы, заявил, что власти не позволят кораблю с мигрантами пришвартоваться ни в одном из портов -- дескать, раз плыли в Австралию, так пусть она с ними и разбирается. Скорее всего Канберра все-таки заставит Индонезию принять судно -- Джакарта слишком много должна западным кредиторам, чтобы не прислушаться к настойчивому совету принять афганцев назад. Если, конечно, международная правозащитная общественность не заставит дрогнуть саму Австралию.

Что же касается главного урока инцидента, то он очевиден. Если вы увидите терпящих бедствие, срочно развернитесь и дайте команду «Полный вперед!». Так всем будет лучше.

Александр ТИМОФЕЕВ