Время новостей
     N°189, 12 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2005
Большой опять обсчитали
Проведена третья экспертиза проекта реконструкции театра
Свое заключение по проекту реконструкции Большого театра представила вчера Российская академия архитектуры и строительных наук. Это уже третья проверяющая инстанция (если считать первой обязательное для любого строительства прохождение через Главгосэкспертизу), которая призвана ответить на вопрос, не слишком ли много в финансовом смысле берут на себя архитекторы и стройподрядчики, которым предстоит обновить главный театр страны. Академики отнеслись к проекту, подготовленному ЗАО "Курортпроект", благосклонно -- как говорится в документе, "высоко оценивая детально разработанный проект реконструкции основного здания Большого театра в Москве и отмечая капитальность и комплексность поставленной задачи". По мнению экспертов академии, "проект в целом соответствует заданию на проектирование", а «предлагаемые строительно-монтажные работы и оснащение уникальным оборудованием не имеют аналогов».

Еще неизвестно, как отразится это решение академии на спорах о стоимости реконструкции Большого театра. Напомним, что в начале августа глава Минэкономразвития Герман Греф дал указание оптимизировать расходы. Ему сумма в 25 млн руб. показалась «очень большой», тем более что приглашенный министерством для консультации глава "МТ Мерката Трейдинг & Инджениринг" Виктор Столповских пообещал выполнить проект выигравшего конкурс ЗАО «Курортпроект» всего за 9 млрд руб. Столповских уже апробировал эту тактику снижения цен (по его собственным словам, именно так фирма «Мабетекс», московское отделение которой он возглавлял, выиграла подряд на реконструкцию Большого Кремлевского дворца).

После этих заманчивых обещаний смета расходов, уже проверенная Главгосэкспертизой, была отправлена на экспертизу в Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) и в Академию архитектуры и строительства. Первые результаты пришли из ЦНИИЭУС. Там сказали, что затраты невозможно оценить объективно. До сих пор нет единых стандартов ценообразования, затраты прикидывают, сообразуясь с ценами 1984 года и используя некие приблизительные коэффициенты. Скорее всего, прикинули специалисты, выполнение данного проекта реально может стоить примерно на 20% дороже, чем объявлено.

Сейчас сумма, которую запрашивает Большой театр на свою реконструкцию, сократилась до 19,5 млрд руб. За счет отказа от собственной парковки, перенесения в далекое будущее реставрации дома Хомякова, где предполагались репетиционные помещения, но главное, за счет отказа почти ото всех отделочных работ, кроме самых необходимых. Меньше, утверждает директор театра Анатолий Иксанов, никак нельзя, если мы хотим сохранить качество строительства, историческое здание с его уникальной акустикой, выполнить требования по охране памятника и привести техническую часть театра в соответствие с мировыми требованиями.

Столь серьезная сумма, требующаяся театру, состоит из трех частей. Примерно 7 млрд руб. нужно на создание подземной части -- специалисты настаивают на том, что фундамент опирался на кольцо бетонных свай, вбитых в карстовый слой, расположенный на глубине 24 метра. Тем самым можно будет надолго, если не навсегда, решить проблему с прочностью основания. Еще 7 млрд -- это оснащение театра необходимой технической начинкой, ее поставит немецкая фирма Bosch Rexroth AG, и ее расценки заранее известны. И наконец, 5 млрд -- это цена собственно реконструкции здания.

Можно, конечно, и такие прецеденты в столице известны, просто снести историческое здание и построить на его месте новое, по внешнему виду такое же. И даже лучше. И многих -- как обывателей, так и высокопоставленных москвичей -- такой вариант не только не пугает, но и вполне устраивает. Однако время уже идет, старое здание Большого театра закрыто. Для труппы, для солистов, чей век в театре короток, даже трехлетний перерыв в нормальной работе стационарного театра чрезвычайно опасен, сохранить труппу, репертуар, уровень воспроизводства творческого состава без нормального стационара крайне тяжело. Новое здание Большого уже построили без учета многих ныне предъявляемых к театру требований. Если все-таки победит желание снова пересчитать проект, перезаключить договоры, нужно будет платить неустойки, начинать все заново -- и деньги не удастся сэкономить, и время будет упущено.

Сегодня страсти вокруг Большого театра не только не утихают, но даже вскипают с новой силой. Даже если ведомство Грефа в результате смирится с необходимостью выделить деньги, необходимые для утвержденной всеми инстанциями реконструкции, бюджет должен пройти через Думу, в которой господствуют боевые настроения. Шестилетняя работа по согласованию и проработке возможных вариантов, из которых принят девятый по счету, вполне может быть отменена, если депутаты решат, что смета «слишком огромна» для такого, в сущности, простого объекта, как старое театральное здание. Не космический же корабль в конце концов, что тут сопли разводить...

В нынешней Думе, не без поддержки Минкульта, многие считают, что можно обойтись без специальных решений, без экспертов, которым «народ» все равно не доверяет. А доверяет он собственному опыту, согласно которому удешевить и упростить можно все, положившись на авось и на «на наш век хватит». Беда с Большим театром не в том, что вокруг проекта реконструкции (кстати говоря, если строить по честному, то вовсе и не слишком выгодного: рентабельность -- низкая, риски -- большие) схватилось несколько заинтересованных в нем структур -- это как раз нормально для любого общества, и побеждает не всегда лучший, а чаще более хитрый, или удачливый, или имеющий большую поддержку. Но куда хуже то, что споры идут не по существу дела, которое в результате не проясняется и не становится чище, а на возбуждении низменных социальных страстей, с использованием идеологических дубинок, подтасовок и других небезопасных приемов.

Еще хуже, что согласия нет в культурном ведомстве. В Министерстве культуры (где заместителем министра служит Дмитрий Амунц, по странному совпадению бывший вице-президент печально известного «Мабетекса») сетуют на непропорционально большие расходы на реконструкцию Большого и Мариинки, при том что провинции не хватает финансирования. Это, конечно, так, более того, именно теперь, при нынешнем министре, невеликий бюджет культуры еще сократился. Но почему-то лоббистские мощности Минкульта работают сегодня не на программу развития строительства музыкальных школ и клубов, а на то, чтобы объяснить «простому народу», что во всем виноват... Большой театр.

Алена СОЛНЦЕВА