Время новостей
     N°188, 11 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2005
Япония готовит сменщика «Конкорду»
Модель нового сверхзвукового лайнера прошла первые испытания
Общепризнанный коммерческий провал программы «Конкорд» все же не останавливает авиаконструкторов, мечтающих о создании сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Ворваться на них на мировой рынок авиаперевозок, а заодно и в элитный клуб ведущих самолетостроительных держав намерена Япония. Пусть и через 15--20 лет. Вчера первый уверенный шаг в этом направлении японские инженеры уже сделали -- натурные испытания 11-метрового прототипа будущего сверхзвукового пассажирского самолета прошли успешно. Модель, разработанная в компании Mitsubishi Heavy Industries Ltd, стартовала в австралийской пустыне Вумера на ракете-носителе и, разогнавшись до скорости, вдвое превышающей скорость звука, достигла запланированного рубежа в 19 километров, после чего опустилась на землю на парашюте.

Представитель Японского агентства по аэронавтике (JAXA) Кеничи Саито заявил в интервью агентству AP, что запуск, полет и посадка прошли так, как и планировалось. «Мы еще собираемся обработать и проанализировать данные, полученные в ходе полета, но сейчас мы думаем, что он прошел удачно», -- уточнил он. Восторг разработчиков модели и специалистов JAXA понятен -- первые испытания прототипа, проводившиеся в 2002 году, закончились провалом: Ракета, которую пока используют для разгона инженеры, чтобы проверить аэродинамические характеристики будущего лайнера, взорвалась, не поднявшись выше стометровой высоты.

Настоящий самолет, который собираются построить японцы, конечно же, будет обходиться без ракет для набора крейсерской 20-километровой высоты. Разработчики уверяют, что лайнер со скоростью вдвое больше звуковой будет способен перевезти до 300 пассажиров из Токио до Лос-Анджелеса всего за четыре часа. То есть вдвое быстрее нынешних аэробусов. К тому же новый принципиально новый двигатель должен сделать этот самолет одним из наименее шумных в мировой авиации. Правда, по словам исполнительного директора JAXA Кимио Сакаты, нужно еще приблизительно 15 лет, чтобы из нынешнего прототипа получился трансокеанский лайнер. О необходимых затратах на разработку японские авиаконструкторы предпочитают пока даже не говорить. Известно лишь, что на разработку модели и ее испытания потрачено около 10 млн долларов.

Но у Японии есть и другая цель, из области нематериальных. Страна, предприятия которой снабжают высокотехнологичными компонентами нынешние «Боинги», до сих пор не может похвастаться собственным лайнером, предназначенным для перевозки сотен пассажиров на большие расстояния. Собственно, в какой-то степени в пику «Боингам» и создается новый лайнер, не случайно в качестве потенциальных партнеров JAXA рассматривает европейцев. Во всяком случае совместно с французами, имеющими опыт строительства «Конкорда», японские инженеры и бизнесмены собираются просчитывать технологические и финансовые перспективы преемника легендарных сверхзвуковых самолетов прошлого века, хоть и не оправдавших коммерческих надежд авиаперевозчиков, но тем не менее с почетом отправленных на пенсию в 2003 году.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ