Время новостей
     N°188, 11 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2005
Дни независимости
В Москве открывается фестиваль американского кино
На фестивале собраны фильмы, которые довольно неплохо известны нашим киноманам, но исключительно по видеокопиям -- ни одна из картин, вошедших в программу фестиваля (за исключением премьер), никогда не демонстрировалась в России на большом экране. Подборка наглядно демонстрирует, как именно понятие «независимый фильм» (как это случилось в свое время с понятием «блокбастер») переросло чисто формальные рамки (связанные со способом производства и дистрибуции) и стало самостоятельным жанровым определением. Фестиваль дает возможность посмотреть фильмы, которые еще позавчера считались вполне себе новинками, а сегодня становятся объектом для составления ретроспектив. А еще дает возможность поностальгировать по кратковременным, но ярким временам, когда эпоха видеосалонов уже стала достоянием истории, а нормальный кинопрокат еще не начался.

По случаю открытия фестиваля в Москву приезжает режиссер Тодд Солондц (у нас более всего известный по довольно-таки неприятному «Счастью», в котором очень и очень многие отчего-то разглядели не только циничный парад уродов, собранный из вполне себе отталкивающих «простых американцев», но и отсылки к Чехову и Вуди Аллену), собирающийся представить сразу два своих творения. «ИндиВид» откроется его вторым по счету, но по сути дебютным фильмом 1995 года «Добро пожаловать в кукольный дом» (12 октября, 19.00 и 13 октября, 21.00), получившим приз жюри на фестивале «Санданс» и награду Форума молодого кино в Берлине, очень черной псевдокомедией, в которой прославивший его впоследствии взгляд на окружающую действительность проявлен во всей своей зудящей и волглой полноте: некрасивая и необаятельная школьница двенадцати лет мучается от непонимания в семье и школе, а также страдает от неразделенного чувства к хулигану-старшекласснику. Кроме того, Солондц представит премьерный показ своего последнего на сегодня фильма, участвовавшего в конкурсной программе Венеции-2005, -- «Перевертыши» (13 октября, 19.00). Главная героиня фильма, снова двенадцатилетняя девочка из пригорода (только на сей раз ее по режиссерской воле играют семь актеров разного пола и возраста), которая больше всего на свете хочет забеременеть, а когда это случается -- уходит из дома, спасаясь от родительского гнева, и путешествует по стране, встречаясь с еще более странными, чем она сама, персонажами.

«Личная скорость: три портрета» (16 октября, 19.00) -- гораздо менее известный у нас, нежели другие фильмы программы, экзерсис Ребекки Миллер, дочери Артура Миллера и жены Дэниела Дей-Льюиса, актрисы, художницы и кинорежиссера (совсем недавно по нашим экранам прошла ее «Баллада о Джеке и Роуз»): снятые в 2002 году три не сказать чтобы веселые, но поучительные и точные новеллы о судьбах современных американских женщин, сыгранных Кайрой Седжвик, Паркер Поузи и Файрузой Балк, также был отмечен несколькими призами «Санданса», включая главный. Еще один фильм, снятый женщиной, -- фантастическая драма 1995 года «Странные дни» (14 октября, 21.00) Кэтрин Бигелоу (по сценарию Джеймса Кэмерона), в которой знакомым по многим фильмам такого рода «недалеким будущим» выступает теперь уже давно ставший историей лжеканун миллениума -- последние дни 1999 года. Главный герой, отставной полицейский (Рейф Файнс), спекулирующий новейшим программным продуктом -- дисками, на которых записаны эмоции других людей, попадает в неприятную криминальную историю и вынужден выпутываться из нее на фоне ожидаемого с часа на час конца света. Фильм кажется сборником всех общих мест направления киберпанк, но при этом вряд ли когда-нибудь этот жанр был представлен на киноэкране настолько точно и убедительно. Наконец, еще один «женский» фильм программы -- дебютная картина создательницы «Американского психопата» Мэри Харон под названием «Я стреляла в Энди Уорхола» (15 октября, 21.00) -- снятая в 1995 году познавательная кинобиография Валери Соланас, вошедшей в историю как радикальнейшая из феминисток, создательница «Общества безоговорочного уничтожения мужчин» и женщина, которая чуть было не прервала жизнь короля поп-арта.

Режиссеры с нетрадиционной сексуальной ориентацией, без которых кино 90-х тоже будет неполным, представлены Грегом Аракки (только что в нашем ограниченном прокате прошла его «Загадочная кожа») -- можно увидеть датированный все тем же 1995 годом апокалиптический фантазм о любви и смерти «Поколение игры Doom» (15 октября, 19.00), некогда казавшийся впечатлительным аналитикам самым зверским зрелищем, что вообще может вынести киноэкран. Сегодня путешествия по выглядящей как ад Америке трех героев кажутся если не академичными, то в любом случае куда более безобидными, чем раньше, -- предел визуальной жестокости за последние десять лет был преодолен не раз, не два и не двадцать. Еще один представитель секс-меньшинства, Тодд Хейнс, обращается к истории рок-музыки в своем фильме «Бархатная золотая жила» (16 октября, 21.00) 1998 года -- красивой музыкальной фантазии, чья структура во многом позаимствована из «Гражданина Кейна», которая отправляет зрителей в 70-е годы, в момент зарождения и расцвета гэм-рока, а основная сюжетная линия во многом основана на знакомстве и отношениях Дэвида Боуи и Игги Попа -- музыкантов, похожих на легендарных героев, но все-таки ими не являющихся, играют Джонатан Рис-Майерс и Эван Макгрегор.

Еще одна премьера фестиваля -- новый фильм Гаса Ван Сэнта «Последние дни» (14 октября, 19.00), трансцендентальная медитация вроде бы на тему смерти Курта Кобейна, а на самом деле -- о смерти вообще. Абсолютно гениальное кино, замолчанное на последнем Каннском фестивале (награды удостоился только звук), которое выходит в прокат на следующей неделе и обязательно удостоится более пристального разговора, ибо, кажется, ничего важнее и насущнее в этом году на экране уже не появится.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино