Время новостей
     N°188, 11 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2005
"Плохо, когда правительству слишком хорошо"
Утвержденные премьером Михаилом Фрадковым и опубликованные в субботу "Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста" (см. вчерашний номер "Времени новостей") не удостоились внимания на высшем уровне. На вчерашнем совещании Владимира Путина с членами правительства (среди которых был г-н Фрадков, но отсутствовал министр финансов Алексей Кудрин) о документе не было сказано ни слова. Между тем попытка премьера представить нечто вроде программы по стимулированию несырьевых отраслей экономики, включающая спорное снижение НДС с 18 до 13%, вызвала среди экспертов много комментариев. Корреспонденты газеты "Время новостей" решили выяснить у экспертов, зачем Михаилу Фрадкову понадобилась собственная экономическая программа и насколько эта программа выполнима.

Евсей ГУРВИЧ, руководитель Экономической экспертной группы:

-- Нет оснований говорить, что правительству Фрадкова требуется выработать собственную новую экономическую политику. Ведь из того, что было выработано ранее, далеко не все выполнено. Если же рассуждать о причинах появления этого программного документа, который мы видим сейчас, то здесь сыграло роль, что прогнозные планы Минэкономразвития с учетом их предложений по экономической политике не предусматривают удвоение ВВП. Они не решают политических задач, поставленных президентом, с чем не может согласиться премьер Фрадков.

Содержательно, несмотря на многочисленные параллели, нынешняя программа все же отличается от того, что предлагало правительство ранее. Акценты делаются на частно-государственном партнерстве, на активизации госинвестиций в экономику, на повышении роли государства в экономике. Однако такие предложения, как снижение НДС и реформа налогообложения нефтяного сектора, -- идеи давние и неоднозначно оцениваемые. Недаром ведь Минфин и МЭРТ не поддержали в свое время предложение по снижению НДС. В частности, именно из-за того, что увеличатся расходы бюджета, которые необходимо будет искусственно сдерживать, из-за чего повышается риск разбалансированности бюджета. Среди всех мер, предложенных в развитие идеи по ускорению экономического роста, снижение НДС в наименьшей степени из всех налоговых инструментов работает на это ускорение. Ведь НДС -- это налог на потребление и будет оказывать влияние только на конечное звено потребителей. Увеличение спроса же в свою очередь подстегнет инфляцию.

По поводу предположений, что правительство создало свою программу в качестве подпорки для социальных предложений, высказанных недавно президентом, я не верю, что эти социальные задачи настолько новы и настолько радикальны, чтобы для них нужно было ставить новые экономические приоритеты.

Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

-- Есть две причины для появления такой программы. Во-первых, это реакция на те моменты, которые так или иначе разогреты в обществе и на которые пора реагировать. Например, по поводу налоговой нагрузки на нефтянку. Во-вторых, это этап подготовки окончательной стратегии и разъяснение, что какие-то проблемы нам ясны (и вот их решение), а есть вещи, которых мы не понимаем, и они будут прорабатываться и додумываться. К тому же вскоре нужно приступать к планированию на следующую трехлетку, МЭРТ будет разрабатывать пристрелочный прогноз, Минфин нарисовал налоговую программу действий. И просто нужен голос правительства об общем контуре.

Логично, что в документе мы видим известный набор мер и почти ничего нового: объединено все то, что ранее в разрозненном виде предлагалось премьером. Отчасти в программе проведены параллели с социальными инициативами президента, но только отчасти, так как те же тезисы озвучивались самим Фрадковым, в том числе про удвоение зарплат и пенсий.

То, что экономическая программа появилась так поздно, неудивительно, ведь из полутора лет жизни нашего правительства значительное время заняла административная реформа. В отличие от предыдущих программ, которые мало чем отличались одна от другой, сейчас правительству придется учитывать трехлетнее бюджетное планирование. В этом аспекте программа уже становится реальным документом, включенным в длительный цикл. К тому же в работе правительства появились новые вехи: если раньше это было в основном институциональное строительство и нормотворчество, то сейчас -- ответственность за реализацию глобальных проектов, плюс действия в социальной сфере, плюс существенно усиленная работа с регионами. Фрадков, видимо, хочет создать программу, учитывающую изменившиеся управленческие механизмы. Не случайно возникают темы по поводу дирекции долгосрочных программ, взаимодействия аппарата правительства и администрации президента. В прошлом году вообще создали новый орган -- бюджетную комиссию, так как выяснилось, что разработка в рамках прямой связки Минфин -- правительство не позволяет нормально прорабатывать трехлетку.

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

-- Исходя из того, что темпы экономического роста надо сохранить, тогда как проявились тенденции к его замедлению, правительству нужно предлагать что-то новое, а с новыми взглядами у нас проблема. Ведь надо менять всю экономическую парадигму. Взять, к примеру, инфляцию. Почему бы не взглянуть нетрадиционно и не посмотреть, а действительно ли госрегулирование тарифов естественных монополий сдерживает инфляцию, а не разгоняет? Ведь за последние 11 лет в результате госрегулирования тарифов расти они не перестали. Но у нас по-прежнему предлагают традиционные подходы, у каждого их которых много сторонников и много противников, а поэтому велика вероятность, что при обсуждениях все эти меры будут в очередной раз отложены.

Использование в качестве ключевых моментов новой программы реформы НДС и НДПИ легко объяснить: это простые для понимания инструменты, с помощью которых можно ускорить решение глобальной и поднадоевшей всем задачи удвоения ВВП. По сути, это снятие ответственности: мы все сделали, что могли, предложив на свой страх и риск даже столь радикальные меры.

Неудивительно, что сегодня на уровне правительства не появляется никаких интересных экономических теорий. Экономическая ситуация сейчас, как ни парадоксально, довольно хорошая, исходя из формальных показателей роста экономики 5--7%. Новая экономическая философия появилась бы тогда, когда возникли бы большие трудности, а никаких стабфондов не было бы. Правительству в условиях самоуспокоенности сложно настроиться на то, что показатели могли бы стать в полтора-два раза лучше. А между тем даже страны СНГ могли бы стать здесь примером, в Азербайджане на следующий год заложен почти 30-процентный рост ВВП. Вот для таких задач потребовался бы новый экономический подход. А не игра со ставками налогов. Плохо, когда правительству слишком хорошо.

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, директор Института национальной стратегии:

-- Михаил Фрадков озвучивает не свои собственные идеи, а является рупором некоторых других крупных влиятельных фигур, которые горой стоят за него как за технического исполнителя, а именно Игоря Сечина (замглавы администрации президента. -- Ред.) и Олега Дерипаски. Ни о каком расширении роли правительства речи не идет. Речь идет о том, чтобы сконцентрировать на Фрадкове поддержку крупного бизнеса, оторвав тем самым крупный бизнес от Алексея Кудрина и Германа Грефа, которые являются жесточайшими аппаратными конкурентами как Фрадкова, так и тех людей, которые за ним стоят. Что касается разговоров о том, что Путин в будущем может возглавить правительство, я считаю, что он не собирается этого делать. И не собирается оставаться активным игроком в российской политике после 2008 года, потому что он не заинтересован в пролонгации своей ответственности за происходящее в стране.

Ирина СКЛЯРОВА, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА