Время новостей
     N°186, 07 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2005
Бензин -- в Броды
Украина нашла инвесторов для строительства нового НПЗ
Киев продолжает бороться за свою энергетическую независимость от России. Украинские власти не отказались от идеи построить еще один нефтеперерабатывающий завод в стране, что, по их мнению, должно помочь стране впредь избежать повторения весеннего бензинового кризиса. Вчера был подписан меморандум о строительстве НПЗ мощностью 8 млн тонн в год и стоимостью 3 млрд долл. в Бродах Львовской области. В числе подписантов -- руководитель национальной компании «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко и представители неких американских инвесторов Bortex Enterprises и ComOxy. По информации в украинской прессе, американцы получат 48% в проекте, и размер инвестиций будет соответствовать их доле. Строительство займет около трех лет, а вернуть вложенные деньги они рассчитывают через 5--7 лет после начала работы завода. Американцы собираются привезти оборудование из Штатов и просят освободить их от НДС.

Однако эксперты сомневаются в целесообразности проекта. Хотя украинские власти и рассчитывают, что на завод потечет казахская нефть, этот вопрос по-прежнему остается открытым. Не исключено, что завод ждет будущее, аналогичное судьбе другого грандиозного украинского проекта -- нефтепровода Одесса -- Броды. На его строительство было затрачено почти полмиллиарда долларов, но затем трубопровод три года простоял незаполненным -- желающих транспортировать нефть просто не нашлось. Использоваться он начал лишь три года спустя, причем сейчас по трубе перевозится российская нефть из Брод в Одессу, а не казахская из Одессы в Броды, как предполагало украинское правительство, начиная проект.

Экономических предпосылок для строительства еще одного НПЗ на Украине нет. В мае президент республики Виктор Ющенко отмечал, что существующая инфраструктура позволяет перерабатывать 50 млн тонн сырья в год. На практике же перерабатывается около 22 млн, и это вполне удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Однако четыре крупнейших завода Украины контролируются российскими компаниями, 90% поставок нефти приходится на долю России. Весной, когда правительство Юлии Тимошенко в административном порядке заморозило цены на АЗС, российские нефтяники снизили переработку, называя условия работы невыгодными. В результате в стране возник дефицит нефтепродуктов. Но г-жа Тимошенко поставила задачу снизить зависимость от России, построив НПЗ, который необходимо загружать казахской и ближневосточной нефтью, поставляемой из Одессы в Броды.

Правда, эксперты сомневаются, что найдутся желающие загрузить НПЗ сырьем. «Экспорт нефти на Украину малопривлекателен из-за относительно низких цен, непредсказуемой политики правительства и высоких затрат, -- говорит директор по развитию нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. -- Казахстанские компании действительно раньше поставляли нефть на Украину, но это было вызвано политическими соображениями, и в целом экспорт был нерентабельным».

Но Украина не оставляет попыток договориться с казахами. В конце сентября Виктор Ющенко заявил, что государство планирует обменять нефтяные активы в Казахстане на участие казахстанской стороны в морском нефтяном терминале «Южный», неподалеку от Одессы (конечная точка нефтепровода Одесса -- Броды), и в одной из электростанций. Казахская сторона пока от комментариев отказывается.

Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа