Время новостей
     N°183, 04 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.10.2005
Комиссары не хотят платить за Сибирь
«Пролетные деньги» стали темой саммита Россия--ЕС
В преддверии открывающегося сегодня в Лондоне саммита Россия--ЕС руководство Евросоюза предприняло очередную попытку "открыть" российское небо для зарубежных авиакомпаний. Как стало известно "Времени новостей", несколько дней назад председатель Европейской комиссии Жозе Баррозу направил президенту России Владимиру Путину письмо с требованием начать поэтапную отмену выплат за беспосадочный пролет по транссибирскому маршруту с 1 января 2005 года (то есть задним числом), а также ликвидировать ограничения на частоту полетов европейских авиаперевозчиков над Россией. В письме содержится угроза воспрепятствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), если наша страна не пойдет навстречу этим требованиям. Министр транспорта России Игорь Левитин, находившийся вчера в Брюсселе, заявил Интерфаксу, что российские и европейские власти начинают переговоры об изменении системы "пролетных выплат". Вместе с тем он подчеркнул, что на полную ликвидацию этой системы Россия не пойдет. "Мы не видим причин отмены платы: это не связано со вступлением в ВТО и не подпадает под действие транзитных соглашений", -- сказал министр.

Так называемые компенсационные выплаты за пролет по транссибирским маршрутам (известные также как «роялти» или просто «пролетные деньги») -- это очень выгодный реликт советской эпохи, доставшийся в наследство России. Система в нынешнем виде сформировалась в середине 80-х годов, когда появились самолеты, способные преодолевать расстояние от Западной Европы до Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии без посадки. Наиболее удобный маршрут между этими регионами пролегал (и до сих пор пролегает) через российскую Сибирь. Советские власти разрешили европейским, азиатским и американским компаниям использование этого маршрута. В обмен эти компании должны были компенсировать монопольному советскому авиаперевозчику «Аэрофлоту» упущенную выгоду, которую он мог бы получить, если бы западные самолеты садились в Москве, а их пассажиры летели бы дальше советскими лайнерами. После распада СССР получателем этих выплат стал новый «Аэрофлот» -- контролируемая государством коммерческая авиакомпания, сформированная на базе международного управления «старого» «Аэрофлота».

Одновременно западные партнеры начали активно протестовать против сохранения «пролетных выплат». Противники их сохранения ссылаются на основополагающее международное соглашение в области гражданской авиации -- Чикагскую конвенцию от 1944 года. Статья 15 этого документа не позволяет странам-подписантам взимать деньги за одно лишь право транзита через свою территорию (брать плату, согласно этой статье, можно лишь за услуги -- например, за навигационное сопровождение воздушных судов). Надо отметить, что на транссибирских маршрутах аэронавигационное сопровождение оплачивается отдельно от «роялти».

В свою очередь, российская сторона ссылается на то, что эти выплаты являются предметом коммерческих соглашений между авиакомпаниями, а не авиационными администрациями. Поэтому вышеуказанная статья Чикагской конвенции не имеет отношения к данным «роялти».

Прочность этой позиции несколько нарушает то обстоятельство, что, хотя «пролетные деньги» поступают на счет «Аэрофлота», большая их часть перечисляется затем «на нужды отрасли», в частности на развитие государственной системы аэронавигации России. Размер выплат в разные годы оценивался от 120 млн до 240 млн долл. По неофициальны данным, не более четверти этой суммы остается у «Аэрофлота».

В прошлом году российским властям удалось отложить решение проблемы. В мае 2004 года в рамках переговоров о вступлении России в ВТО министр экономразвития Герман Греф достиг с комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами соглашения перенести «модернизацию» системы пролетных платежей на период после 1 января 2014 года.

Однако 1 ноября того же года сменился состав Еврокомиссии. Новый еврокомиссар по торговле Петер Манделсон поставил своей целью форсировать решение транссибирской проблемы. 22 апреля этого года г-н Манделсон и комиссар ЕС по транспорту Жак Барро направили российским коллегам меморандум, в котором требовали начать поэтапную ликвидацию транссибирских «роялти» задним числом с 1 января 2005 года. При этом размер выплат, по мнению еврокомиссаров, следует уменьшать как минимум на 30% ежегодно. 31 декабря 2013 года должно было стать днем, после которого «никакие сборы, налоги или другие платежи не будут взиматься Российской Федерацией только за право транзита, входа или выхода с российской территории» (впрочем, гг. Манделсон и Барро не исключали, что этого можно добиться и раньше). Вдобавок комиссары выдвинули требование отменить ограничения на частоту полетов иностранных компаний над Сибирью.

По сведениям «Времени новостей», письмо, направленное на днях Владимиру Путину главой Еврокомиссии Жозе Баррозу, повторяет требования и доводы весеннего «меморандума Манделсона--Барро».

На активность еврокомиссаров в этом вопросе влияют несколько неочевидных обстоятельств, относящихся к «внутренней кухне» европейской политики. Ни г-н Баррозу, ни г-н Манделсон не пользуются большим авторитетом в странах -- членах ЕС, при этом их отношения друг с другом оставляют желать много лучшего. Это заставляет их двигаться на российском направлении «наперегонки», борясь за имидж наиболее агрессивного защитника интересов ЕС перед внешними силами. Надо отметить, что тенденция «борьбы с внешним врагом» вообще характерна для этого состава Еврокомиссии. За время пребывания г-на Манделсона на посту комиссара по торговле комиссия уже ввязалась в два крупных международно-коммерческих конфликта: с США из-за субсидий авиапромышленности и с Китаем из-за квот на ввоз китайского текстиля в Европу.

С российской стороны ставки в этой игре еще более высоки, чем может показаться на первый взгляд. Речь идет не просто о сотнях миллионов долларов, а о существовании крупнейшей национальной авиакомпании -- «Аэрофлота». Несмотря на улучшение своих финансовых показателей в последние годы, «Аэрофлот» еще не достиг операционной рентабельности. Это означает, что рентабельным его делают те платежи, которые он получает от западных коллег, летающих через Сибирь. Немедленной отмены этих выплат флагман российской гражданской авиации теоретически может не пережить.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз