Время новостей
     N°184, 05 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2005
Правь, Британия, экраном
Фестиваль «Новое британское кино» снова в России
Коллекция (а учитывая вполне однозначный криминальный настрой большинства картин, так и хочется сказать -- обойма) новых фильмов из Соединенного Королевства демонстрируется в России уже в шестой раз. Фестиваль уже стартовал в Санкт-Петербурге, вчера торжественно открылся в Москве, а потом отправится по городам и весям: в дальнейших планах фестиваля -- Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск и Иркутск. В Москве британские фильмы можно будет посмотреть в кинозале Центрального Дома предпринимателей и кинотеатре «Художественный» с 4 по 10 октября.

Программа нынешнего смотра состоит из десяти фильмов, некоторые из которых уже могли попасться на глаза внимательным киноманам (не говоря о пиратах, кое-что можно было найти на лицензионном видеорынке и даже в программе телепередач), но общий список все равно выглядит вполне репрезентативно. Большая часть картин так или иначе касается межнациональных отношений и взаимодействия цивилизаций, в первую очередь англосаксонской и мусульманской (каковую в Великобритании представляют прежде всего пакистанцы). «Прощальный поцелуй» (ЦДП, 4 и 9 октября, 19.00, «Художественный», 5 октября, 20.00). Двухлетней давности фильм классика социального реализма Кена Лоуча (семикратного участника каннского конкурса), рассказывающий об истории запретной любви между пакистанским диджеем и учительницей-католичкой, завоевал приз экуменического жюри на предпоследнем кинофестивале в Берлине и получил «Сезара» как лучший европейский фильм. «Ясмин» (ЦДП, 8 октября, 17.00, 9 октября, 16.00, 10 октября, 21.00) Кенни Гленаана -- еще один любимец экуменического жюри (на сей раз на фестивале в Локарно), история пакистанской девушки, имя которой вынесено в заглавие, которая вынуждена разрываться между «цивильной» жизнью и своей вполне европейской работой и нравами мусульманского пригорода, где она живет с патриархальной семьей. Наконец, «Гамбургский смертник» (ЦДП, 6 октября, 19.00, 8 октября, 21.00, «Художественный», 7 октября, 20.00) еще одной, после Лоача, стопроцентной знаменитости в списке режиссеров -- Антонии Берд (она известна у нас по гангстерскому «Лицу» с Робертом Карлайлом, «Безумной любви» с Крисом О'Доннеллом и Дрю Бэрримор, но прежде всего -- по полностью соответствующему своему названию «Людоеду») повествует о членах гамбургского отделения «Аль-Каиды», которые 11 сентября 2001 года оказались за штурвалами «Боингов», атакующих башни-близнецы.

Но кроме национальных проблем авторов и героев нового британского кино волнует много чего еще. Роджер Митчелл экранизировал роман прекрасно известного у нас Йена Макьюэна «Пикник на руинах разума» -- фильм «Испытание любовью» (ЦДП, 5 октября, 19.00, 7 октября, 20.45, «Художественный», 6 октября, 20.00) рассказывает о спровоцированном сильным стрессом любовном треугольнике, в котором как-то сами собой стали неважны половые различия. Криминальная драма «Крутой парень» (ЦДП, 7 октября, 19.00, 9 октября, 22.45, «Художественный», 8 октября, 16.00) Саула Дибба убедительно и выразительно доказывает не особо в принципе нуждающийся в доказательствах тезис о том, что широкое распространение огнестрельного оружия в неблагополучных кварталах к добру не приводит. Как бы в противовес посконной правде повседневного бытия -- экскурс в романтику верхолазов, основанный на реальной истории фильм Кевина Макдоналда «Касаясь пустоты» (ЦДП, 5 октября, 20.00, 9 октября, 16.00), живописная реконструкция драматического восхождения на западный склон Сиуал-Гранде в Перуанских Андах, в 1985 году чуть было не закончившийся трагедией. «Наваждение» (ЦДП, 6 октября, 21.00, 8 октября, 22.45, «Художественный», 7 октября, 18.00) -- по привычке маскирующаяся под мистический триллер психологическая драма Джулиен Маккоэн. А также на самом деле мистический и довольно-таки запутанный триллер Марка Эванса «Травма» (ЦДП, 7 октября, 22.30, 9 октября, 17.00, «Художественный», 8 октября, 20.00), который не стоит путать с одноименным ужастиком Дарио Ардженто, но в любом случае стоит смотреть.

И наконец, главным блюдом в британском меню неизменно остаются криминальные истории. «Слоеный пирог» (ЦДП, 8 октября, 15.00, 10 октября, 19.00, «Художественный», 9 октября, 20.00) Мэттью Вона, продюсера знаменитых фильмов Гая Ричи «Карты, деньги, два ствол» и «Большой куш», фильм, который должен был снимать тот же самый Ричи, но в итоге сделал сам Вон -- и не подкачал: история средней руки торговца наркотиками, который хочет выйти из дел, но запутывается еще больше, -- может претендовать на звание эталона, казалось бы, во вдоль и поперек изъезженном жанре британских бандитских киноразборок. А вот «Месть мертвеца» (ЦДП, 8 октября, 19.00, 9 октября, 21.00, «Художественный», 10 октября, 20.00) Шейна Медоуза на звание эталона не претендует, потому что сравнивать и сопоставлять его можно мало с чем. Неприятная, тяжелая, мрачная история бессмысленной мести, разворачивающаяся в соответствующих пейзажах староанглийской провинции, может раздражать и вгонять в депрессию -- но вряд ли забудется, ибо, несмотря на весь мизантропизм, отмечена печатью истинного кинематографического дарования, какое сейчас уже почти и не встретишь даже в Великобритании.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино