Время новостей
     N°181, 30 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2005
Блоксделка
Директорам РАО «ЕЭС» предстоит обсудить покупку «Силовых машин»
Совет директоров РАО «ЕЭС России» сегодня должен утвердить сделку по покупке у «Интерроса» 22,43% акций «Силовых машин» (еще около 3% акций принадлежит «дочке» РАО «Ленэнерго», таким образом энергохолдинг станет контролировать блокпакет акций машиностроительной компании). Дискуссия по этому вопросу, судя по всему, будет довольно острой: как известно, комитет по стратегии и реформированию при совете директоров не рекомендовал совершать такую сделку, а Минэкономразвития подготовило одобрительную директиву. Заинтересованной стороной выглядят структуры Олега Дерипаски -- они до сих пор считались фаворитами гонки за «Силовыми машинами», однако в схеме с РАО им, похоже, места не находится.

Член правления РАО Сергей Дубинин вчера сообщил журналистам, что РАО рассчитывает консолидировать блокпакет «Силовых машин» уже до конца этого года. Цену сделки он не назвал. По его словам, энергохолдинг привлечет кредит, который "фактически уже согласован с теми банковскими институтами, которые будут его предоставлять, и, можно сказать, обеспечен". Этот кредит планируется погасить уже в следующем году за счет будущих доходов от продажи активов -- как профильных, так и непрофильных. Он не стал называть конкретные активы, которые планирует продать РАО в 2006 году, отметив, что «это будут отдельные решения совета директоров».

Однако комитет РАО не считает, что энергохолдингу столь необходимо покупать «Силовые машины». За одобрение сделки проголосовали пять из десяти членов комитета, присутствовавших на заседании, против высказались трое, двое воздержались. По мнению голосовавших против одобрения сделки членов комитета, сообщает АК&М, «в представленных РАО аргументах не было достаточно убедительных обоснований того, что сделка принесет благо для компании»: сделка идет в разрез со стратегией избавления энергохолдинга от непрофильных активов, кроме того, цена акций, по словам одного из членов комитета, сильно завышена.

В то же время решения комитета являются лишь рекомендацией совету директоров РАО. И расхождение мнений по этому вопросу говорит о том, что Минэкономразвития внесло в правительство одобрительный проект директивы по этому вопросу. Причем, как сообщают информагентства, его согласовали все заинтересованные министерства и ведомства. Поддерживают сделку и в «Газпроме». Позицию других частных акционеров РАО выяснить не удалось, но в энергетических кругах циркулирует информация о том, что принципиально они не против покупки.

А вот как к сделке относится премьер Михаил Фрадков, которому предстоит подписывать директиву, станет понятно, похоже, только сегодня. И в этом заключается основная интрига сегодняшнего заседания совета директоров РАО. Дело в том, что глава кабинета министров был главным противником продажи «Силовых машин» немецкому концерну Siemens и свою позицию он объяснял тем, что на «Силовых машинах» помимо прочего производится продукция для оборонного комплекса. А Анатолий Чубайс, как сообщают источники «Времени новостей», намерен активно сотрудничать с General Electric в вопросе развития «Силовых машин». Конечно, обе сделки -- планировавшуюся с Siemens и с РАО -- сравнивать нельзя: в первом случае иностранцы получали бы контроль над российской машиностроительной компанией, а во втором речь идет не более чем о блокирующем пакете. Однако, как сообщало РАО, оно намерено помимо консолидации блокпакета «Силовых машин» взять в доверительное управление 30% акций компании. В этом случае энергохолдинг будет управлять контрольным пакетом, и если он будет сотрудничать с General Electric, то де-факто иностранная компания получит доступ к «Силовым машинам». Впрочем, вполне возможно, что директорам РАО от государства будет поручено голосовать за приобретение 22,43% акций машиностроительной компании, но против доверительного управления 30-процентным пакетом.

Также не исключен вариант, при котором директивы по этому вопросу не будет. Ведь структуры Олега Дерипаски, судя по последним заявлениям их руководителей, не намерены оставаться без контроля над «Силовыми машинами».

Николай ГОРЕЛОВ