Время новостей
     N°179, 28 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2005
Показания чужим голосом
Президент разрешил засекречивать данные о выступающих в суде
Российские "крестные отцы", согласившиеся на сделку со следствием, могут теперь рассчитывать на анонимность своих показаний. На официальном сайте президента наконец появился текст указа Владимира Путина, разрешающего засекречивать данные о таких информаторах. Подписанный президентом указ -- еще один шаг на пути к созданию в стране полноценной системы защиты свидетелей, о необходимости которой в нашей стране говорят с начала 90-х годов.

Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" был принят прошлым летом и вступил в силу с этого года. До этого он несколько раз блокировался на уровне экс-президента Бориса Ельцина и Совета Федерации. Правда, механизмы защиты свидетелей были прописаны еще и в законах "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и в новом УПК. К тому же на помощь правоохранительных органов формально могут рассчитывать все граждане России, в том числе согласившиеся помочь государству в борьбе с преступностью. Поэтому в некоторых регионах, в частности в Башкирии и Москве, были даже созданы специальные отделы, занимавшиеся защитой свидетелей. Однако в основном на охрану могли рассчитывать прокуроры и судьи, так как на защиту свидетелей государство в отсутствие специального закона денег не выделяло. Тем не менее были и исключения. Например, известно, что программа была задействована во время процесса над крупнейшей в Казани преступной группировкой "Хади-Такташ", жестокость которой поражала видавших виды оперативников.

Сегодня свидетелям формально предлагается широкий спектр "услуг", в частности "телохранители", изменение работы, переезд, засекречивание данных, наконец, такая экзотика, как пластическая операция. Правда, до сих пор не принят целый перечень подзаконных актов, необходимых для того, чтобы закон заработал в полную силу. Так, правительство пока не утвердило порядок изменения внешности. Пробелы эти, впрочем, постепенно заполняются. «Указ президента -- правовая поддержка уже существующих норм УПК», -- пояснил "Времени новостей" адвокат Юрий Костанов. Подписав этот документ, Владимир Путин включил сведения о защищаемых лицах и о мерах госзащиты в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный указом президента от 6 марта 1997 года.

"Защита свидетелей -- сложная проблема, -- считает г-н Костанов. -- С одной стороны, речь идет о засекречивании данных о свидетеле, допрашиваемом анонимно, который во время судебного заседания находится в соседней комнате, а его голос искажается. Мы не видим его, не видим его реакцию на вопросы, и, конечно, нам сложно изобличить его, если свидетель начинает давать ложные показания. С другой стороны, конечно же, люди боятся сотрудничать со следствием, опасаясь мести со стороны преступников, бандитов, просто подсудимых. Говорить правду сегодня часто опасно. Поэтому в каждом отдельном случае нужно анализировать, насколько обоснованна анонимность свидетеля. Именно такой подход отражен в решениях Европейского суда по правам человека". Действительно, Страсбургский суд указал, что «обвинительный приговор не должен основываться единственно или в решающей степени на анонимных утверждениях».

Свидетели для экс-премьера

В США охраной свидетелей занимаются служба федеральных маршалов в департаменте юстиции и ФБР. При этом за 30 лет работы программы ни один из воспользовавшихся ею не был убит. Наиболее же результативным можно назвать итальянский опыт -- именно благодаря показаниям свидетелей карабинерам удалось разгромить знаменитую коза ностра. Так, один из боссов мафии Томмазо Бушетта сдал практически всю верхушку коза ностра, в том числе босса всех боссов Сальваторе Риину по прозвищу Коротышка. Кстати, бывший премьер Италии Джулио Андреотти был приговорен к 24 годам заключения в 2002 году также в большой степени на основе показаний свидетелей.

Юрий КОЛЕСОВ
//  читайте тему  //  Судебная система России