Время новостей
     N°178, 27 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2005
Красота по-итальянски
Лучшие скрипачи мира в БЗК и Доме музыки
В самых больших московских залах за три дня выступили два превосходных скрипача с мировыми именами, представляющие новое исполнительское поколение и в разной степени связанные со старой скрипичной школой и русскими мастерами.

На днях в БЗК с Российским национальным оркестром Первый концерт Шимановского сыграл Николай Цнайдер -- шикарный великан с элегантным звуком, отточенным стилем, строгими манерами и выдающимися ангажементами. Цнайдер учился в Израиле и Вене у профессора Бориса Кушнира. Победив на престижном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе (1997), он удостоился замечания жюри о «новизне интерпретаций, возвращающих слушателей к величайшим скрипачам старого времени». А публика в БЗК могла услышать, как Цнайдер, напоминая о старых мастерах, тут же уводит в прозрачность и прохладу современного исполнительства.

За пультом РНО тем вечером стоял его новый «главный приглашенный дирижер» Владимир Юровский (тоже молодая европейская звезда). Стильный ансамбль стал вызывающим примером редкого на местных сценах взаимопонимания оркестра, солиста и дирижера, а последовавшая за этим Пятая симфония Прокофьева с Юровским стала образцом невиданного у нас тонкого, взвешенного, обостренного и сбалансированного слышания русской музыки.

Если имя Цнайдера хоть как-то в России известно, то о 25-летней американке Хиллари Хан, открывшей новый сезон ММДМ с Национальным филармоническим оркестром России и Владимиром Спиваковым за пультом, публика скорее всего не знает. Между тем Хиллари Хан -- обладательница эксклюзивного контракта с фирмой Deutsche Grammophon (что само по себе весомо), нескольких предшествовавших тому записей на Sony, заставивших обратить на нее внимание не только специалистов, и нескольких престижных наград, в том числе Diapason D'Or и «Грэмми» (получила в 21 год). Она тоже училась у педагогов с российскими корнями, а также у последнего ученика знаменитого Эжена Изаи Яши Бродского.

В Москве Хан решила играть скрипичный концерт Паганини (сначала предполагалось, что будет Брамс). Выбор оказался удачным хотя бы потому, что скрипачке кроме собственной лишенной взвинченности виртуозности удалось обнаружить еще и светлые, ясные краски парадно-амбициозного ампирного стиля в музыке композитора, привычно считающегося демоническим. На бис Хан исполнила Сарабанду Баха, напомнив о своем баховском дебюте и раскрыв себя как серьезного, взвешенного, с романтической душой и теплым звуком музыканта.

В пандан к концерту Паганини Спиваков поставил Итальянскую симфонию Мендельсона, придав открытию нового сезона ММДМ праздничные интонации.

Напомним, что летом в руководстве Дома музыки произошли изменения, и теперь под началом президента Спивакова здесь работают Виталий Матросов в ранге генерального директора и Григорий Папиш в должности генерального продюсера. На пресс-конференции, предшествовавшей концерту-открытию, новая команда продемонстрировала решимость превратить ММДМ в современный центр всякого искусства -- не только музыкального, но и театрального, танцевального, детского. Анонсированная в деталях первая половина сезона производит внушительное впечатление -- здесь и фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», и совместные акции с центром современного искусства «Дом», и звездные имена (бас Феруччо Фурланетто, пианист Аркадий Володось, актриса Фанни Ардан), и детские абонементы. К декабрю руководители ММДМ обещают не просто подробно представить вторую половину сезона (уже известно, что одной из главных репертуарных линий станет Открытый фестиваль к 250-летию Моцарта), но и обнародовать детально разработанную стратегию развития Дома музыки аж на три года.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка