Время новостей
     N°174, 21 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2005
Оцифрованная роскошь
В Манеже открылся Московский международный салон изящных искусств
Салон проходит во второй раз. Организован компанией ArtCultureStudio, специализирующейся на художественных выставках. Профинансирован Внешторгбанком. Президент компании ArtCultureStudio Ив Бувье прошедшим год назад первым салоном доволен. За неделю он собрал более 25 тыс. посетителей.

Странный, конечно, это жанр -- навешивать на бизнес-проект музейные портьеры. На пресс-конференции организаторы неоднократно подчеркивали, что значение салона прежде всего просветительское. Амбициознейшим антикварным галереям мира интересно разведать возможности работы на российской территории, оценить вкусы местных богатых людей. Параллельно салон призван эти самые вкусы формировать и к стандартам ведения элитного артбизнеса нашу публику приучать.

В прошлом году салон предстал эфемерной «принцессой Грезой» -- пленил прекрасным представлением прекрасных коллекций, и только. Купить выставленные предметы можно было лишь после возвращения их на постоянное европейское (американское) ПМЖ. В этом году работы можно резервировать на салоне, а покупать после его закрытия 26 сентября прямо в Москве. Это правильный компромисс, так как решается немаловажная коммерческая проблема. Если галерея привозит предметы на кратковременную выставку, то НДС составляет 7%, а если предлагает окончательный импорт (с учетом того, что вещи останутся в России), то НДС составляет 18%. Естественно, галереям легче работать в режиме выставки с семипроцентным налогом, и лишь за то, что будет зарезервировано, заплатить потом по восемнадцатипроцентной шкале.

Выставку в Большом Манеже не нужно рассматривать как музейный проект. Дизайнер Патрик Уркад придумал, конечно, единый пластический модуль с аркадами, но внутри аркад -- все-таки не храмы искусств, а магазины. И когда ходишь по ним, не музыка сфер в душе звенит, а щелкают в мозгу цифры цен в у.е. эквиваленте. Много очень громких имен (Рубенс, Рибера, Веронезе, Брейгели, Боровиковский, Айвазовский, Репин, Пикассо, Шагал, Татлин, Сезанн, Моне, Уорхол, Лихтенштайн, Дали), и большинство работ пробуждают прежде всего чисто спортивный интерес -- кто в «топе» и почем? Вот результат самостоятельно проведенной вашим обозревателем экспертизы. Две супердорогие работы на Московском международном салоне изящных искусств.

1. Галерея Хелли Нахмад. Лондон. Клод Моне. Дворец Контарини. Венеция. 1908. Цена -- 20 млн у.е. Галерея представляет и другие полотна Моне, его не менее известных коллег-импрессионистов, стоимостью примерно в 4--7 млн у.е.

2. Галерея «Фейген Аарон». Лондон. Питер Пауль Рубенс. Святое семейство со святым Иоанном Крестителем. Около 1630. Цена -- 11 млн у.е. Хорошее большое полотно великого фламандца продается по хорошей цене. Рядом представлен маленький и очень виртуозный эскиз Рубенса на тему «Распятие». Его стоимость -- 1,4 млн у.е.

К другим «хайлайтс» салона можно отнести работу Ильи Репина «Гопак» 1927 года (3,5 млн у.е.), натюрморт Ван Гога (5,8 млн у.е.), инсталляцию «Коммунальная кухня» Ильи Кабакова, сделанную художником в 1991 году для галереи Дина Верни к ярмарке FIAC (800 тыс. у.е.). Куда дешевле произведения классиков поп-арта (акриловая живопись Уорхола стоит до 180 тыс. у.е., графические оттиски можно приобрести за десять и дешевле, по таким же щадящим ценам продаются работы Лихтенштайна). Из современных российских художников больше всего торгуют работами Гриши Брускина. Отдельный раздел отведен продукции ведущих ювелиров мира. Красиво жить не запретишь. Как говаривала небезызвестная жена бургомистра из фильма про барона Мюнхгаузена, «незаметно присоединяйтесь».

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки