Время новостей
     N°152, 23 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2001
Ложный апокалипсис e-commerce
Выставку отменили, но российский электронный бизнес жив
До сего дня на сайте московской выставки электронной коммерции e-Commex выставлено объявление о ее проведении с 4 по 7 сентября, однако ее не будет. Амбициозно разрекламированная выставка проводилась дважды -- в прошлом сентябре и феврале. Теперь же она отложена на год. В компании-организаторе «М-Экспо» уверяют, что рынок рухнул, и ждут лучших времен. Однако некоторые лидеры электронной коммерции заявляют, что сама идея выставки была мертворожденной.

Генеральный директор «М-Экспо» Алексей Замятин признался газете «Время новостей», что уже в феврале было ясно, что «у рынка нет необходимости» в выставке. Потому что после падения NASDAQ и наш рынок «упал». «Мы бы и собрали выставку, подобную февральской, -- говорит г-н Замятин, -- но она не устраивает нас ни по коммерческим причинам, ни по идеологическим».

Заявление об «упавшем» рынке подтверждает международное исследование PricewaterhouseCoopers. Основной его вывод состоит в том, что «культура интернет-компаний» умирает и ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу.

По мнению руководителя консалтинговой практики PwC в России и на Украине Бориса Краснянского, «чистые интернет-компании теперь оцениваются инвесторами по тем же критериям, что и компании традиционной экономики, а может быть и жестче, учитывая возрастающие требования к ликвидности вложений в условиях спада».

Однако исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Джан Хан-Магомедов уверен, что, хотя «ситуация на рынке тревожная, не так она страшна, как ее размалевали». РОЦИТ ежегодно собирает самую представительную в области Рунета конференцию -- Российский интернет-форум (РИФ). Там обсуждаются тенденции рынка. И г-н Хан-Магомедов свидетельствует, что «некоторые компании, которые были на гребне волны, растворились после РИФа». Однако один из последних семинаров, как раз посвященный электронной коммерции, показал, что в российской B2B (электронная оптовая торговля) «есть успешные проекты». По мнению директора РОЦИТ, «они (e-Commex) просто не смогли собрать участников».

Один из потенциальных участников -- холдинг e-House, владеющий десятком электронных магазинов и торговой площадкой e-Matrix для профессиональных игроков компьютерного рынка (в прошлом году суммарный оборот компаний превысил 16 млн долл.). Председатель совета директоров e-House Анатолий Шкред сказал газете «Время новостей», что «изначально скептически относился к этой выставке и ни разу ее так и не посетил, как, впрочем, и большинство из известных игроков на этом рынке». Он полагает, что «никакого отношения эта выставка к реальной электронной коммерции в России не имела, и уж точно курс акций интернет-компаний здесь ни при чем». «Что же касается падения интереса к электронной коммерции, -- говорит г-н Шкред, -- то ситуация выглядит обратной: только сейчас начинают проявляться черты «новой экономики» и, чтобы их было удобнее наблюдать, рынок очистился от всего наносного и лишнего, чем, собственно, и была эта выставка».

А Алексей Морозов, начальник отдела маркетинга департамента корпоративных интернет-технологий одного из крупнейших игроков -- IBS, вообще полагает, что для них, «как для компании, предлагающей решения в сфере корпоративных интернет-технологий, мероприятия, посвященные непосредственно электронному бизнесу, наименее эффективны». IBS видит своими клиентами не интернет-компании, а предприятия традиционного бизнеса, а потому предпочитает участвовать в отраслевых конференциях, на которых возможность предметного общения гораздо выше.

«На корпоративном рынке, -- уверен г-н Морозов, -- интерес к интернет- решениям как к средству повышения эффективности бизнеса за последние полгода возрос».

Александр ЛЕВИНСКИЙ