Время новостей
     N°151, 22 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2001
На безрыбье и Пегас -- лошадь
С 20 августа по 2 сентября проходит фестиваль фильмов о Москве
Торжественное открытие «Московского Пегаса» в «Доме Ханжонкова» состоялось на советский манер -- в атмосфере приподнятой и натянутой. Звучали поздравления с «праздником сердца», признания в любви к «этому проникнутому духовностью месту» и к «этому священному экрану». Для поднятия тонуса под откровенную и очень некачественную фонограмму «певец с Украины» Николай Романов исполнил патриотически ориентированную песню с подозрительным националистическим отзвуком: «Москва, Москва, маяк славянства!/ Зажги призывные огни./ И православье, христианство,/ И братство наше сохрани». А также «сплоти народы-побратимы/ Во славу будущих побед».

Открыла фестиваль новая картина Владимира Наумова «Часы без стрелок». Правда, понятие «новизны» здесь достаточно условно: слишком уж трогательно и выразительно торчат уши предыдущих работ режиссера: «Тайна Марчелло» (фильм не удалось доснять из-за смерти Марчелло Мастроянни) и «Тайна Нардо, или Сон белой собаки».

«Часы без стрелок» -- наглядная демонстрация того, насколько неправдоподобный и запутанный фильм можно снять при самом незатейливом сюжете. Неле, вдова очень богатого и очень влиятельного человека (Наталья Белохвостикова), пытается найти и наказать убийцу своего мужа. О том, что его смерть не просто несчастный случай, ей сообщает проницательный журналист-фотограф (Валентин Гафт). Доказательств у него, правда, нет, но выручает то, что все герои картины с большим доверием относятся к вещим снам. В одной из первых сцен ласково простившись с временно приставленной к ней охраной, героиня в абсолютном одиночестве слоняется по улицам Москвы в поисках негодяя. Но найти его никто не может. Даже самый лучший следователь горестно восклицает: «Кто убил? Нет фактов. Такое ощущение, что кто-то очень хочет сохранить эту тайну». Тогда бесстрашная Неле с чемоданом денег в руках спускается в грязную клоаку, условно именуемую «сыскным агентством», и презрительным хрипловатым голосом изрекает: «Мне нужен киллер. Я заплачу». Майор в отставке, а ныне частный сыщик и наемный убийца Стас (Армен Джигарханян), увидев сумку с долларами, заливается слезами (не то от счастья, не то от борьбы с искушением) и соглашается. И конечно, плохо кончает, равно как и большинство других персонажей.

Не спасает картину ни «цветник» выдающихся актеров, ни навязчивые аллюзии на Брейгеля и Леонардо да Винчи. А когда ближе к финалу из подвала-бомжатника (в котором, кстати, по идейным соображениям живет отец главной героини) выскакивает никем не управляемый поезд, становится обидно даже за «Небеса обетованные».

В рамках фестиваля «Московский Пегас» также пройдет традиционная программа документальных фильмов «Моя Москва», ретроспектива картин, посвященных 60-летию обороны столицы «Московская киносага» и программа художественных фильмов «Москва, как много в этом звуке». Эта программа объединяет практически все последние отечественные хиты: «Телец» Сокурова, «Нежный возраст» Соловьева, «Приходи на меня посмотреть» Янковского, «Президент и его внучка» Тиграна Кеосяна, «Москва» Александра Зельдовича, «Место на земле» Артура Аристакисяна и проч. «Пегас» вообще-то задуман как подарок москвичам ко Дню города. Однако сеансы тех фильмов, которые и так стоят в репертуаре «Дома Ханжонкова» (а их в программе большинство), будут платными.

Анна СТАРОБИНЕЦ