Время новостей
     N°151, 22 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2001
Пляж государственной важности
Франция, как и вся Западная Европа, в августе вымирает. Опустевший Париж отдается на откуп японским и американским туристам, а на побережье, составляющее всего 4% территории страны, устремляются 28 миллионов (каждый второй) жителей Пятой республики, плюс еще 8--9 миллионов иностранцев, в том числе и россиян, которых все больше на французском взморье. Известный социолог Жан-Дидье ЮРБЕН, автор книги «Пляжные нравы и обычаи», утверждает: отдых на море -- дело государственной важности.

-- Впервые понятие «летние отпуска» появилось у французов в 1936 году. Но культ отдыха на море возник гораздо позже, в конце 60-х -- начале 70-х. Чем напряженнее социально-экономическое состояние общества, чем жестче внутриполитическое противостояние, тем больше людей стремятся к морю. Ибо пляж -- это стихийный метод универсальной социальной терапии. Горе той стране, где люди не умеют, а точнее, не имеют возможности отдыхать. Она рискует задохнуться от коллективного стресса. С отпуском на пляже, у моря ничто не может сравниться по социальной эффективности -- ни туризм, ни отдых на пригородной даче.

-- А почему?

-- Отдых на море быстрее разряжает человека психологически. Во-первых, потому что пляж -- это всегда открытие. Как на чистом листе бумаги, каждое утро на нем рисуется новая картина. Море, песок, галька, далекий горизонт!.. В человеке просыпается первобытный инстинкт. Как Робинзон Крузо, человек «отвоевывает» свою территорию, водружая зонтик или топчан. Как когда-то троглодиты, человек создает свой клан -- компанию, с которой проводит время у моря. Клан, где люди знакомятся «с нуля», ничего не зная друг о друге, и где выстраивается своя градация отношений между его членами. Это ли не приключение? Ведь с новыми знакомыми -- а курортные знакомства обычно кратковременны -- человек может позволить себе быть совсем иным. Может слепить свой новый образ, как бы начать жизнь сначала.

-- По-вашему получается, что пляжный зонтик -- символ независимости.

-- Зонтик -- как пограничный столб: «Здесь моя земля!» Под тенью зонта собираются люди клана, тут их убежище и святыня: чужакам тут места нет. Установить зонтик -- это целый ритуал, после завершения которого можно не спеша разостлать коврик, подстилку или полотенце. Потом уже на песок или гальку выкладывают детские игрушки, ласты, надувные круги -- это тоже зона клана, но проникновение в нее чужаков уже возможно и допустимо. И наконец, место детских игр -- это пограничная полоса, где представители различных кланов общаются между собой, знакомятся, разнимают дерущихся отпрысков. Вы видите: пляж представляет собой маленькое общество со своим кодексом поведения, простым и понятным каждому.

-- А зачем люди загорают?

-- Чтобы бросить вызов себе самому. Меняя кожу, он подспудно пересматривает свою жизнь. Белая, бледная кожа -- это, как правило, знак строгих одежд, в которых люди ходят на работу или на учебу. Загорая же, человек возрождается, словно птица феникс. Впрочем, культ загорелого тела -- явление сравнительно новое. Еще десятилетий пять назад опаленная солнцем кожа считалась атрибутом сельских батраков, дорожных рабочих, дворников, солдат... Буржуазии же и интеллектуалам надлежало иметь белую, не тронутую солнцем кожу. Вспомните средневековых аристократок, которые пили уксус, чтобы сделать кожу еще более бледной.

-- А как вы объясняете, что все чаще на пляжах сейчас появляются девушки и молодые женщины с обнаженной грудью?

-- Впервые купальщицы с обнаженной грудью появились на пляжах Франции в 1968 году, сразу после «горячего мая» и студенческих волнений. Это был своеобразный социальный вызов истэблишменту, казенному духу, официозу. И сейчас обнаженная женская грудь на пляже -- это знак поиска свободы, отказа от каждодневной рутины. Однако этим сегодня уже никого не удивишь.

Беседовал Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж