Время новостей
     N°166, 09 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2005
Налоговый Focus
Мировой автогигант попал в налоговые должники России
Мировой автогигант попал в налоговые должники в России Налоговые органы впервые за все время работы в России компании ЗАО "Форд Мотор Компани" предъявили ей претензии. Впрочем, в самой компании утверждают, что ее взаимоотношения с налоговиками вполне безоблачные. Если между ФНС и «Форд Мотор» действительно возникли разногласия, то они вряд ли могут улучшить имидж России для таких крупных автомобилестроителей, как Volkswagen и DaimlerChrysler, с которыми уже давно ведет переговоры Минэкономразвития.

Вчера Интерфакс со ссылкой сразу на несколько собственных источников в Ленинградском областном управлении ФНС сообщил, что заводу Ford в городе Всеволожске предъявлены «крупные налоговые претензии». «Компания крупная и претензии тоже крупные», -- передает агентство слова налогового чиновника. О сумме претензий не сообщается, известно лишь, что она превышает 40 млн рублей. Почему фигурирует именно эта сумма, источники Интерфакса не объясняют.

Газете «Время новостей» также не удалось установить размер налоговых претензий к заводу Ford, хотя сам факт их наличия оброс подробностями. Сотрудники управления ФНС по Ленинградской области категорически отказываются обсуждать эту тему, объясняя, что им запрещает давать комментарии закон, предусматривающий ответственность за разглашение налоговой тайны. Налоговики говорят лишь, что в течение последнего года они направили в компанию несколько требований, которые "Форд" обжаловал в арбитражном порядке. «Уже достаточно давно тянутся суды, и пока они идут -- я вам ничего не скажу. Впрочем, и когда решение будет вынесено, мы все равно сказать ничего не сможем», -- заявил корреспонденту сотрудник областной налоговой службы. Впрочем, само предприятие не подтверждает факт предъявления ему налоговых претензий. Пресс-секретарь «Форд Мотор» в России Екатерина Кулиненко заявила, что такие требования в компанию не поступали. Вице-президенту российского подразделения Ford Сергею Богданову, как и всеволожским чиновникам, которые курируют проект, также ничего неизвестно о конфликте с налоговиками.

Строительство завода "Форд" с инвестициями свыше 150 млн долларов на рубеже 1990 и 2000 годов стало образцово-показательным проектом сотрудничества со знаковым иностранным инвестором, которому были предоставлены серьезные таможенные и налоговые послабления. Именно они теоретически и могли стать причиной возможных налоговых претензий, предполагает собеседник в правительстве Ленинградской области.

«Область дала льготы, а потом федеральное законодательство изменилось. Вот и появился повод для вопросов», -- рассуждает чиновник, подчеркивая, что он не знает о сути претензий.

Весной этого года было подписано соглашение о строительстве в Петербурге автозавода Toyota. МЭРТ давно уже обещает, что до конца текущего года такие же контракты могут быть заключены еще с двумя автогигантами -- Volkswagen и DaimlerChrysler. Но иностранные инвесторы как огня боятся переменчивости законодательства в России. На всех переговорах они обычно задают главный вопрос: не будут ли они зачислены в преступники за то, что было совершенно законно еще вчера? А в истории с "Фордом", если претензии действительно имеют место, как раз это и произошло. Поэтому конфликт, если он есть, может серьезно осложнить превращение Петербурга и его окрестностей в «русский Детройт», о чем мечтают в МЭРТ, Смольном и правительстве Ленинградской области.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург