Время новостей
     N°152, 22 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2005
Тихий дрейф
Подведены итоги 13-го фестиваля «Окно в Европу»
Любой фестиваль, наш или не наш, класса «А» или совсем бесклассовый, имеющий концепцию или нет, вынужден раздавать призы. Проблемы с этим бывают у всех, даже в Канне. Но задачу жюри выборгского фестиваля можно признать одной из самых сложных. Почти начисто выбранный «Кинотавром» и прокатом кинопоток выплескивает на экран фестиваля остатки, которые в этом году совсем не были сладки. Правда, в виде списка все смотрится прекрасно: из 14 картин игрового конкурса половина дебютов, что всегда интересно, а во второй половине фильмы таких известных режиссеров, как Станислав Говорухин, Константин Худяков, Николай Досталь, Вера Сторожева. А на деле мука мученическая выбирать, кому достанутся четыре приза в конкурсе игрового кино плюс главный приз фестиваля, который с этого года присуждается в конкурсе «Выборгский счет» по новым правилам.

Новизна их заключается в том, что из разряда общественного, то есть любительского, зрительского этот приз переходит в ранг официальной, главной награды фестиваля, присуждаемой большим жюри по итогам зрительского голосования. Регламент и технические аспекты этого совмещения результатов анкетирования и вердикта жюри пока не совсем понятны, а потому в будущем могут вызвать нарекания. Но в этом году для споров почвы не было. По «Выборгскому счету» голосование проходит сразу после сеанса, когда все присутствующие в зале сдают анкеты, оценивая увиденное по десятибалльной системе. Раньше баллы просто подсчитывали, вывешивая результаты на щите перед кинозалом, и каждый мог наглядно увидеть выбор народа. Теперь заранее никакие цифры не оглашают. А жюри выносит свой вердикт, опираясь на результаты анкетирования. Думаю, что больших разногласий при нынешнем раскладе быть и не могло: высшие баллы и профессионалы, и зрители явно ставили картинам Станислава Говорухина и Николая Досталя. Правда, лично мне больше приглянулся уже показанный на «Кинотавре» фильм «Требуется няня» Ларисы Садиловой -- очень ловкая прикидка на наш современный быт жанровой схемы психологического триллера типа «Руки, качающей колыбель». Найден убедительный сценарный ход: для девочки из богатой семьи нанята инфернальная няня -- скромная бывшая учительница, одинокая женщина, не слишком привлекательная, растолстевшая и увядшая, которую социальный протест против несправедливого распределения благ превратил в изощренную мразь, тайно и умело манипулирующую чужим ребенком и чужими судьбами. И тюзовская актриса Марина Зубанова играет здесь тонко и жестко. Однако я понимаю, что такой сюжет мы прощаем Голливуду, но очень сурово оцениваем, когда его переносят на нашу почву. Даже среди профессионалов у нас еще живы первобытные представления о том, что кино формирует реальность, а не наоборот. Поэтому всем становится страшно: а вдруг жанр придет к нам в дом под видом обычной няни?

Изменились и призы фестиваля -- до этого были гарри-поттеровские белые «Совы», а теперь вполне патриотические золотые и серебряные «Ладьи». Дело, как известно, не в названии. Однако народную примету «как вы судно назовете, так оно и поплывет» никто не отменял. Раньше были случаи, когда «Сова» пролетала, как фанера, мимо «Бумера», к примеру. Сейчас возможны более разнообразные игры -- от вариаций глагола «плыть» до употребления слова «судно». Но, повторяю, нынешний конкурс не дает возможности хоть как-то съязвить по поводу резолюции жюри.

Новый главный приз «Большая золотая ладья» (по «Выборгскому счету») был присужден фильму Станислава Говорухина «Не хлебом единым», о котором мы уже писали. У автора картины, таким образом, появился веский аргумент в его боях с прокатчиками. Да и сам прокатчик наверняка появился, ведь хозяева фестиваля -- киногруппа «Парадиз» -- владеют небольшой, но эффективно работающей сетью кинотеатров «Пять звезд» и базовым кинотеатром «Ролан». На пресс-конференции режиссер с горечью обличал представителей практически всех киносетей, которые якобы отказались показывать его фильм, мотивируя тем, что зрителю такое кино неинтересно. Честно говоря, их можно понять: вялая и по большому счету бессмысленная черно-белая картина про мытарства в конце сталинской эпохи честного изобретателя какой-то там машины для производства труб не слишком увлекательна. А «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит», которые Говорухин назвал в качестве альтернативы своему фильму, при всех своих недостатках привлекательны для прокатчиков жанровой определенностью и использованием современных методов съемки. Однако все познается в сравнении. Никакого «Ночного дозора» в конкурсе «Выборгский счет» не было. А были помимо фильмов основного конкурса еще «Бедные родственники» Павла Лунгина, премированные «Кинотавром» от полного отчаяния, «Статский советник», который зрители уже отсмотрели и давно забыли, наши прошлогодние артпоставки на международные фестивали -- «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной, «4» Ильи Хржановского, «Шиза» Гуки Омаровой, а также тот самый триллер про няню и биографическая залепуха про Есенина «Золотая голова на плахе», снятая бывшим прокатчиком Семеном Рябиковым и успешно пристраиваемая им на телеканалы российской глубинки. На этом фоне фильм Говорухина был обречен объединить всех.

«Золотую ладью» обычного размера как победитель игрового конкурса получил Николай Досталь. 13 лет назад его обаятельная картина «Облако-рай» стала призером фестиваля в Локарно и легендой постперестроечного кино. Клоуну Андрею Жигалову, сыгравшему в нем главную роль мечтателя Коли, который буквально на спор срывался с места и уезжал в прекрасное далеко от провинциальной скуки, прочили судьбу нового Юрия Никулина. Но он тоже уехал -- в Германию. И вот теперь снова сыграл своего героя в фильме «Коля-перекатиполе». Этот фильм такой же обаятельный, как «Облако-рай». В нем та же русская тоска, взращенная самогоном и безвременьем, застыла, как муха в янтаре. Картина наверняка может стать провинциальным шлягером, если ее предложат посмотреть в правильном месте. Но чувствуется в ней какая-то изношенность темы, и усталая мастеровитость Ирины Розановой, Аллы Клюки и Андрея Жигалова в изображении русских типажей только подчеркивает это.

Из семи представленных в Выборге дебютантов хочется отметить только Артема Антонова. Причем даже не так уж чтобы в связи с фильмом «Полумгла», получившим два спецприза -- от президента фестиваля Армена Медведева и «Слона» от кинокритиков. Его короткометражный дебют «Столичный скорый» был крепким и свежим, как антоновское яблоко. Казалось, что дальше продюсеры дадут ему возможность реализовать эту явную склонность к жанру. Однако в новом фильме от Антонова они явно требовали, чтобы он превратил свою макабрическую историю о том, как в дальней северной деревне в конце войны русские бабы-вдовы и пленные немцы из врагов становятся друзьями, в высокую притчу. Поэтому парень все время наступал на горло собственной песне, а зрители вынуждены как минимум полчаса экранного времени слушать завывания ветра и смотреть, как медленно идут люди по лесу, как они мерзнут, кашляют и т.п. Но притча все равно вышла кособокая, потому что лучшие сцены -- это комедийные эпизоды, в которых истосковавшиеся по ласке и рабочим рукам деревенские бабы присматривают себе пленных по вкусу. А трагический финал вызывает больше вопросов, чем эмоций.

В общем, новые ладьи фестиваля в Выборге вместо того, чтобы радостно отправиться в плавание, легли в тихий дрейф. Отнесем это на счет несчастливого порядкового номера и будем ждать, что покажет «Выборгский счет» в следующем году.

Ирина ЛЮБАРСКАЯ, Выборг -- Москва
//  читайте тему  //  Кино