Время новостей
     N°151, 19 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2005
Вертолетопад
Произошли сразу два крушения Ми-8
Вчера за один день в России потерпели крушение сразу два вертолета Ми-8 -- гражданский и военный.

В четверг в 10 часов утра около поселка Звездный (Ханты-Мансийский автономный округ -- Югра) разбился пассажирский вертолет Ми-8, принадлежащий авиакомпании «Арго». Воздушное судно выполняло рейс Победит -- поселок Каркатеевский. Недалеко от поселка Звездный вертолет потерял высоту и упал в болото.

В прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа «Времени новостей» сообщили, что на борту вертолета находилось три члена экипажа и пять пассажиров -- сотрудники нефтеюганского управления магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод». Командиром вертолета был пилот первого класса Юрий Крутко, вторым пилотом -- Алексей Пучнин.

В результате аварии погибли все члены экипажа и один пассажир. К моменту приезда спасателей из Нефтеюганска и Сургута Ми-8 наполовину находился в воде, из-за чего работы по эвакуации выживших пассажиров были затруднены. По словам заместителя начальника управления ГО и ЧС Сургута Олега Пухтеева, двое раненых были госпитализированы в реанимационное отделение городской больницы Нефтеюганска. Еще два пассажира числятся пропавшими без вести.

По факту аварии возбуждено уголовное дело (ст. 263 ч. 3 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»). Расследование взял под контроль заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа Владимир Тюльков. В настоящее время работают три следственно-оперативные группы: на месте авиакатастрофы, на месте постоянного базирования Ми-8 и в аэропорту Нефтеюганска. В прокуратуре рассказали, что, по итогам предварительного расследования, Ми-8 столкнулся с вертолетом Ка-320, перевозившим груз на внешней подвеске. Возможно, экипаж Ми-8 не заметил другой вертолет и зацепил лопастями несущего винта внешнюю подвеску Ка-32. В результате авиакатастрофы Ми-8 от полученных повреждений упал в пойму реки Обь. Вертолет Ка-320 входит в состав Нижнеюганского авиаотряда. Его экипаж уже дал показания следователям. Согласно их заявлениям, через три минуты после начала взлета они почувствовали сильный рывок, после которого экипаж, выровняв машину, продолжил полет.

А в окрестностях Хабаровска вчера утром потерпел крушение военный вертолет Ми-8. По предварительной версии следствия, катастрофа произошла из-за отказа техники. Однако экипажу хабаровского вертолета повезло больше, чем их ханты-мансийским коллегам. По счастливой случайности все члены экипажа боевой машины остались в живых. Коллеги летчиков, переживших падение с километровой высоты, говорят, что экипаж разбившегося Ми-8 «родился в рубашках». ЧП случилось во время учебных полетов. Парашютисты 11-й армии ВВС и ПВО отрабатывали боевые навыки накануне показательных выступлений, посвященных Дню Военно-воздушных сил России. Около половины одиннадцатого утра по местному времени вертолет начал стремительно терять высоту.

Очевидец аварии сообщил, что видел, как стропы одного из парашютов зацепились за винт вертолета. Военная прокуратура не подтверждает эту информацию. По предварительной версии, у Ми- 8 отказал редуктор хвостового винта. Вертолет потерял управление, командир экипажа капитан Андрей Иваненко отдал приказ восьмерым парашютистам покинуть аварийную машину. После высадки десанта вертолет, делая большие круги, начал стремительно падать. Перед самой землей пилотам удалось выровнять борт, летательный аппарат удалось направить в сторону от жилых домов и объектов аэропорта. Ми-8 совершил жесткую посадку на железнодорожную ветку, ведущую на склады горюче-смазочных материалов.

Как сообщил прокурор Хабаровского военного гарнизона Игорь Сас, после падения один из членов экипажа даже смог самостоятельно выбраться из разбившегося вертолета. Все пилоты с различными травмами были доставлены в 301-й госпиталь Дальневосточного военного округа. Тяжелее всех пострадал командир экипажа Андрей Иваненко. Ему пришлось сделать сложную операцию.

От гибели военных летчиков спасло то, что вертолет перед аварией уже завершал маневры и топливные баки были полупустыми. Во время столкновения летательной машины с землей авиационное топливо разлилось, но не загорелось. Таким образом удалось избежать взрыва. То, что авария произошла не по вине членов экипажа, подтвердил после осмотра разбившейся машины заместитель командующего 11-й армии ВВС и ПВО Александр Коляко. Тем не менее окончательно причины аварии Ми-8 будут обнародованы после того, как заключение дадут специалисты из Москвы. Группа авиационных инспекторов уже прибыла в Хабаровск.

Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург, Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровск