Время новостей
     N°150, 18 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2005
МАКС-факторы
На авиасалоне в Жуковском появился настоящий король
Охватить взглядом все, что происходит на одном из крупнейших авиасалонов мира, практически невозможно. Поэтому газета "Время новостей" решила уследить за самым интересным.

Королевский контракт

Обитателей шале «Рособоронэкспорта» именитыми гостями не удивишь. Но вчерашний визит вызвал повышенное внимание -- все же не каждый день в гости приходит король. В данном случае король Иордании, верховный главнокомандующий вооруженными силами этой страны Абдалла II. Прямой потомок пророка Мухаммада. Короля сопровождал помощник председателя комитета начальников штабов принц Фейсал бен Аль Хусейн. После коротких переговоров с генеральным директором «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым стороны подписали контракт на поставку двух новых военно-транспортных самолетов Ил-76МФ с российскими реактивными двигателями ПС-90А-76. Ил-76МФ разработан на базе труженика Ил-76. Тяга двигателя значительно увеличена, он удовлетворяет требованиям по шумам. Борт развивает крейсерскую скорость до 780 км в час, дальность полета -- до 5200 км. Увеличена и грузовая кабина. Заключенный вчера контракт -- первый экспортный на поставку самолетов данного типа.

Триумф без «Триумфа»

Вчерашний день на МАКС-2005 был днем открытых планов. Многие ключевые фирмы российской оборонки посчитали возможным рассказать о том, что они намереваются в ближайшее время делать, в кооперации с кем и куда поставлять продукцию. Одно из таких предприятий -- концерн ПВО «Алмаз-Антей». Созданный три года назад, концерн сохранил научные школы разных направлений и ряд уникальных предприятий, в частности завод «Авангард», единственный изготовитель ракет для популярного в мире комплекса ПВО С-300 различных модификаций. В планах развития генеральный директор концерна Владимир Меньщиков на первое место поставил глубокую реструктуризацию производства и превращения предприятия в самодостаточную структуру.

В частности, будет создано единое конструкторское бюро, производство сконцентрируют в центрах на базе наиболее продвинутых заводов, сформируют пять научно-производственных объединений, единые сервисный и демонстрационный центры. На предприятии создан координационный совет, который займется созданием собственной элементной базы, чтобы избежать зависимости от западных поставщиков. Помимо прочего концерн создаст международную финансово-промышленную группу, которая планирует модернизацию зенитно-ракетных комплексов, имеющихся в странах СНГ.

Предприятие займется глубокой реконструкцией хорошо зарекомендовавших себя во всем мире ЗРК «Бук», «Тор» и «Оса». По словам гендиректора, концерн сделал выбор в пользу имеющих спрос морских ЗРК «Риф», «Штиль» и «Клинок». Отдельная история про самую знаменитую продукцию «Алмаз-Антея» -- ожидавшийся на МАКСе совсем новый комплекс С-400 «Триумф». Как оказалось, его «Алмаз-Антей» и не собирался демонстрировать на нынешнем салоне. Тем не менее комплекс в этом году будет запущен в серийное производство, а затем им начнут снабжать в войска -- по мере поступления денег от Министерства обороны.

Чисто военное предприятие все больше диверсифицируется. В списке гражданской продукции концерна -- почти 5 тыс. наименований. В частности, это системы безопасности на транспорте. Но ключевой станет, вероятно, система управления воздушным движением, разрабатываемая совместно с французской фирмой Tales. Система уже установлена в Минске, в ближайшее время ее установят в Казахстане.

И все же главной продукцией остаются зенитно-ракетные комплексы. Портфель заказов концерна -- 5--6 млрд долл. Г-н Меньщиков назвал параметры последних контрактов. Вьетнаму будет поставлено «достаточное количество» комплексов С-300ПМУ1. По некоторым сведениям, это два дивизиона. Китаю поставят восемь дивизионов более новых С-300ПМУ2, Марокко -- восемь комплексов ЗРК малой дальности «Тунгуска».

Пламенный мотор

Еще пять-шесть лет назад, утверждают оборонщики, у государства не было внятной политики в области авиационного двигателестроения. Сегодня все поменялось. На МАКСе между собой прилюдно конкурировали создатели уже двух двигателей -- «Пермские моторы» со своим ПС-12 и Московское машиностроительное производственное предприятие (ММПП) «Салют» с двигателем Д-436Т12, создаваемым в кооперации с предприятиями Украины. Причем вклад России -- 70%. Каждый из конкурентов хочет приладить именно свой "пламенный мотор" к новейшему ближне-среднемагистральному самолету МС-21, который придет на смену знаменитому Ту-154. Разработчик нового самолета КБ «Яковлев» поставило условие: эксплуатационные расходы должны быть уменьшены на 20%.

Конкурс обостряется тем, что технические условия создания нового самолета могут быть выработаны лишь после того, как определятся с двигателем. Ничего худого в разгоревшейся битве отечественные двигателестроители не видят. Тендер вполне вписывается в две существующие сегодня на Западе тенденции -- кооперация и конкуренция внутри этой кооперации. ММПП «Салют» подкупает тем, что при создании двигателя его специалисты сосредоточились на узлах, аналогов которым нет на Западе. Готовую продукцию фирма обещает поставить через пять лет. Конечно, о результатах соревнования говорить сложно, но заместитель генерального директора фирмы «Яковлев» Никола Долженков вчера назвал детище «Салюта» «наиболее перспективным». Если самолет МС-21 будет востребован международным рынком, вследствие чего возрастут требования к шумности, появится и третий конкурент. Вероятно, это будет кооперация российских и французских изготовителей.

Топ-авиамодель

Наиболее успешная по результатам последних двух лет среди оборонщиков самолетостроительная корпорация «Иркут» решила расширять свое производство и продуктовый ряд. В 2005 году, как рассказал вчера президент корпорации Олег Демченко, успешно идет лицензионное производство Су-30МКИ в Индии, выполняется малазийский контракт, приступили к испытаниям Бе-200 (четыре машины сданы МЧС), заключен контракт с Минобороны России на поставку 12 учебно-боевых Як-130. И портфель заказов фирмы -- 3,9 млрд долл. Тем не менее впервые на салоне представлена новая продукция «Иркута» -- беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Один из них летает над Жуковским -- местом проведения авиашоу -- и транслирует по видеоканалу все, что происходит на земле. Уже в следующем году первые три БПЛА поступят на вооружение подразделений МЧС. Беспилотники, подчеркивают специалисты «Иркута», это не летающие авиамодели, их вес может быть от 20 кг до тонны. Кроме того «Иркут» начал производить некоторые компоненты по заказу европейского концерна Airbus. С Индией обсуждается создание в перспективе легкого многофункционального истребителя.

Но и здесь главной продукцией остаются боевые самолеты. Г-н Демченко признал вчера, что идут переговоры с Алжиром о поставках в эту страну Су-30МК. Ни количество самолетов, ни сумма контрактов разглашению пока не подлежат. Известно только, что Су-30МК уже совершает показательные полеты в Алжире.

Николай ПОРОСКОВ