Время новостей
     N°149, 17 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2005
Не дали помучиться
Верховный суд не пустил лимоновцев в подполье
Юным последователям Эдуарда Лимонова так и не удалось заработать полноценный ореол российских мучеников совести и революционеров-подпольщиков. Несмотря на то что лимоновцы остаются, пожалуй, самыми буйными из противостоящих власти левацких движений, Верховный суд РФ вчера отменил июньское решение Мособлсуда о ликвидации Национал-большевистской партии. Не исключено, что это сенсационное решение застало врасплох не только Генеральную и Московскую областную прокуратуры, которые настаивают на запрете НБП как организации, нарушающей законодательство о политических партиях и общественных объединениях, но и самих лимоновцев. Ведь теперь у национал-большевиков исчез повод для обращения с жалобой на действия российских властей в Страсбургский суд и, следовательно, возможность заявить о себе на европейской арене как о преследуемой режимом политической силе. В такой ситуации в глазах европейцев да и россиян лимоновцы предстают даже не антиглобалистами, а скорее банальными хулиганами. Тем более что именно такой имидж движения подтвердили вчера несколько молодых людей в футболках с символикой НБП, задержанных за нарушение правопорядка на открытии Международного авиакосмического салона в Жуковском.

Впрочем, Эдуард Лимонов вчера, узнав о решении Верховного суда, пытался излучать восторг и в кои-то веки позволил себе положительную оценку российской государственной машины. «У меня появилась вера в государство. Сегодня мы поняли, что государство не есть зло, а есть чиновники, которые нарушают закон», -- заявил он после заседания, хотя перед этим уверял журналистов, что Верховный суд подтвердит решение Мособлсуда. Более того, с государством, заслуживающим доверия, г-н Лимонов согласился играть по принятым правилам, пообещав до конца года постараться получить для НБП статус политической партии со всеми вытекающими отсюда последствиями, главное из которых -- право бороться за места в федеральном и региональном парламентах. Теоретически шансы на это у лимоновцев есть, поскольку, как утверждал в ходе процесса адвокат НБП Виталий Варивода, организация уже сегодня объединяет около 22 тыс. человек. А это почти половина от необходимого по ныне действующему закону «О политических партиях» количественного ценза в 50 тыс. членов, которых должна предъявить органам Минюста организация, желающая считаться полноценной партией после 1 января 2006 года.

Решение суда приветствовали и представители других оппозиционных партий -- от «Союза правых сил» до КПРФ. В интервью Интерфаксу лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что «нельзя под надуманными предлогами закрывать политическую организацию и тем самым загонять ее в подполье, порождая еще больший экстремизм и насилие в обществе», а новый руководитель СПС Никита Белых высказался в том плане, что даже непримиримые политические оппоненты правых должны в России иметь возможность публично заявлять о своей позиции. Даже некоторые представители партии власти сочли вердикт ВС обоснованным. «Если Министерство юстиции и прокуратура представили недостаточное количество доказательств, то в данном случае Фемида с закрытыми глазами, все взвесив, вынесла справедливое решение», -- заявил «Времени новостей» председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»), напомнив, правда, при этом о своих былых заслугах в борьбе с нацболами. «Федеральной организации НБП не существует, потому что в свое время, будучи министром юстиции, я отказал ей в регистрации. Существует региональная НБП, которая была зарегистрирована на территории Московской области. По ее поводу и шел спор», -- уточнил г-н Крашенинников.

Причины неожиданного поворота российской Фемиды в пользу "левых бунтарей" пока неизвестны -- мотивировочная часть решения не была оглашена. Однако даже по резолютивной части вердикта ясно, что речь идет о сенсации. Ведь ВС мог бы отменить первоначальное решение, вернув дело на новое рассмотрение в Мособлсуд, которому, в свою очередь, ничто не мешало переписать собственный вердикт, проделав над ним незначительную работу над ошибками. Однако ВС предпочел не просто отменить "приговор НБП". По словам пресс-секретаря лимоновцев Александра Аверина, ВС вынес новое решение, отказав прокуратуре в иске о ликвидации нацболов как партии. "Мы думали, что это дело дойдет до Европейского суда. Но Верховный суд принял хорошее и неожиданное решение", -- заявил адвокат Виталий Варивода.

«Решение Верховного суда -- очень большая победа для НБП. Исполнительная власть в данном случае проиграла», -- высказал свое мнение в беседе с корреспондентом «Времени новостей» депутат Госдумы Сергей Попов. Однако еще не факт, что государство, в которое теперь поверил Эдуард Лимонов, в свою очередь поверит его соратникам и откажется от возможности взять реванш. Методы, которыми активисты НБП демонстрируют свое недовольство существующим политическим режимом, по-прежнему раздражают служителей правопорядка. Напомним, что для молодых нацболов, разгромивших прошлым летом кабинет министра здравоохранения и социального развития, прокуроры требовали самого жесткого наказания и Тверской райсуд столицы в конце 2004-го приговорил участников акции в Минздраве к пяти годам лишения свободы (правда, потом Мосгорсуд скостил им срок до двух с половиной лет). Неудивительно, что сразу после оглашения вчерашнего вердикта Верховного суда в Генпрокуратуре заявили о намерении продолжить борьбу. Официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова заверила, что в ее ведомстве намерены внимательно изучить мотивировочную часть решения ВС, чтобы потом его обжаловать в президиуме Верховного суда. Подчиненные Владимира Устинова убеждены, что Мособлпрокуратура представила достаточно доказательств экстремистской деятельности НБП и нарушений ими действующего законодательства об общественных объединениях и политических партиях.

Напомним, что подмосковная прокуратура настаивала на ликвидации НБП по двум основаниям. Первое -- это идеология лимоновцев, которые, по утверждению прокуратуры, нарушили ст. 16 закона "Об общественных объединениях". Доказывая антигосударственную деятельность нацболов, обвинение ссылалось, в частности, на уголовные дела в отношении ряда членов партии. Впрочем, как сказал «Времени новостей» г-н Аверин, идеологическая часть заявления была отклонена Мособлсудом, который принял решение о ликвидации НБП по формальным основаниям. Нацболы не предоставляли сведения в органы юстиции о своем местонахождении в период с октября 1998-го по март 2002-го и вообще не имели права именоваться партией, так как НБП формально является межрегиональной общественной организацией.

Примечательно, что прокуратура более других заинтересована в том, чтобы в общественном сознании россиян не романтизировался образ юного лимоновца-подпольщика, преследуемого исключительно за убеждения. Сейчас в Москве рассматривается дело в отношении 39 активистов НБП, забаррикадировавшихся в декабре 2004-го в общественной приемной администрации президента. По началу городская прокуратура предъявила участникам акции обвинение в насильственном захвате власти, но потом переквалифицировала их действия на участие в массовых беспорядках. Однако с тех пор 18--20-летних арестантов их соратники называют не иначе как «декабристами» и «политзаключенными нашего времени». По этому поводу в начале августа прокуратура города даже распространила специальное заявление, в котором настоятельно призывала не относиться к активистам НБП как к политзаключенным. «Конкретные лица привлекаются к уголовной ответственности за совершенные ими конкретные действия, запрещенные законом. Попытка из лиц, привлеченных к ответственности, сделать политических узников, обречена на провал, поскольку судят их не за политическую деятельность, а за совершение уголовно-наказуемых деяний, то есть нарушение закона, -- говорилось в заявлении. -- Прокуратура не делит лиц, совершивших преступление, на политических и неполитических, поскольку Уголовный кодекс не содержит норм, которые бы позволили отнести преступление к разряду политических». Это заявление оказалось весьма прозорливым -- ведь теперь на судей Тверского райсуда, проводящих заседания по уголовному делу нацболов в суде Никулинском (только там нашлась подходящая по размерам клетка, способная вместить столько обвиняемых), вольно или невольно довлеет решение ВС. И Эдуард Лимонов уже выразил надежду на то, что вердикт Верховного суда положительным образом скажется на приговоре 39 его юным соратникам.

Впрочем, не исключено, что в конечном счете российские власти окажутся в выигрыше, проиграв вчера процесс в Верховном суде. «Возможно, власть поняла, что ей просто невыгодно ликвидировать НБП, -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» содиректор центра новой социологии и изучения практической политики "Феникс" Александр Тарасов. -- Зачем вешать на себя ярлык преследователей, если представители НБП заявили, что в случае ликвидации организации все равно будут продолжать свою деятельность? Получается, что от ликвидации НБП власть получила бы лишь процесс в Страсбурге. А если Европейский суд признает, что НБП была ликвидирована с нарушениями закона, это будет скандал. Самым логичным шагом было бы вообще дать Лимонову зарегистрировать свою партию и провести лично его в Думу. Когда его включили бы в парламентское поле, он сразу перестал бы быть таким enfant terrible, перестал бы быть притягательным для молодежи, превратился бы в обычного депутата, одного из сотен других".

Екатерина БУТОРИНА, Ксения ВВЕРЕТЕННИКОВА, Олег ВОЛКОВ, Юрий КОЛЕСОВ