Время новостей
     N°147, 15 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.08.2005
Выступление в должность
Кандидат номер один в главкомы Военно-морского флота начал принимать дела
После непривычно смелых и откровенных заявлений, сделанных в эти выходные начальником главного штаба ВМФ адмиралом Владимиром Масориным, с большой долей уверенности можно утверждать: дни нынешнего главнокомандующего Военно-морским флотом России Владимира Куроедова сочтены. Более того, можно также смело прогнозировать: новым главкомом станет как раз адмирал Масорин.

Дело в том, что исходя из армейских и флотских традиций и неписаных законов офицер, стоящий на должностной лестнице хотя бы одной ступенькой ниже, не имеет права критиковать столь хлестко вышестоящего начальника. Тем более руководителя всего ведомства. Адмирал Масорин сделал это, призвав не бояться говорить начальству правду, какой бы тяжелой она ни была. Его обобщение по поводу того, что трусость и боязнь брать на себя ответственность являются главными проблемами в российской армии, должны были задеть самолюбие многих высоких армейских чинов.

Одновременно адмирал -- обличитель военных пороков как бы сказал: я не такой, я буду резать правду-матку в глаза. И подтвердил свою смелость рассказом о том, почему российские спасатели не смогли воспользоваться новейшим аппаратом «Веном», закупленным в Англии, во время операции по спасению батискафа АС-28 "Приз". По утверждению адмирала, наши флотские спецы просто сломали аппарат, превосходящий «Скорпион» по всем параметрам: он может перекусывать более толстые тросы, имеет большее количество прожекторов и двигателей, способен опускаться на большую глубину. Причина, не скрывает адмирал, в «нашей русской безответственности, головотяпстве, разгильдяйстве». Оказывается, профессиональные пилоты батискафа и операторы «Венома» были в отпусках. А вот британцы вытащили своего лучшего оператора из отпуска и привезли в Россию.

Адмирал сообщил: после трагедии с атомной подводной лодкой «Курск» пять лет назад были закуплены так называемые номобалические скафандры, оснащенные гидравлическим инструментом для резки и пилки, в которых можно погружаться на глубину 1000 м. Однако и ими воспользоваться не сумели. И вообще «все, что можно, за эти годы закуплено». Это однозначно был камень в огород нынешнего главкома. «Тогда я, правда, в этом деле не участвовал, я командовал Каспийской флотилией», -- пояснил Владимир Масорин. Он привел в пример английских спасателей, которые «каждый день занимаются, это их работа». Наши же спасатели «от случая к случаю тренируются», «кроме как ожиданием спасения, ничем не занимаются». Все дело в слабой обученности специалистов, а не в оснащении. «Ни одна авария, которая случилась в последнее время на флоте, напрямую с деньгами не связана», -- сказал начальник главного штаба.

По заявлению Владимира Масорина, ВМФ в ближайшие месяцы закупит в Великобритании подводно-спасательный аппарат «Пантера» -- более совершенный, чем ставший известным россиянам «Скорпион», спасший экипаж нашего батискафа возле берегов Камчатки. Значит, решение о выделении денег на «Пантеру» -- а это ни много ни мало 3 млн долл. -- принято окончательно. Решено также, что дислоцироваться аппарат будет на базе 40-го Научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге, где давно обосновался специальный отряд водолазов. «Пантера» войдет в аэромобильный отряд по спасению терпящих бедствие подводных лодок, который планируется создать. На его вооружение поступят штатный самолет, специальная автотехника и другие средства.

О таком благе, свалившемся на голову военных моряков, должен был бы с гордостью заявить нынешний главком, срочно выйдя из отпуска: это я пробил, моя это идея! Но г-н Куроедов продолжает наслаждаться отдыхом и отрешенно молчать. От информированного офицера в главном штабе ВМФ корреспонденту «Времени новостей» стало известно: наверху предварительная беседа с адмиралом Масориным уже состоялась. И ему предложено возглавить морские силы России. Согласие адмирал дал, но поставил ряд условий, одно из которых как раз создание аэромобильного отряда для спасения субмарин.

Критику адмирала Масорина можно рассматривать и как привычный тактический ход: смотрите, мол, какое худое наследство я принимаю. Делаются такие заявления на случай, если потом придется оправдываться по какому-либо поводу. Но если отбросить частности, адмирал Масорин глубоко прав, когда говорит: «Нужно стать другими. Не такими, как мы сегодня. Нужно стать ответственными, честными, профессиональными». Тут, что называется, ни убавить ни прибавить.

Николай ПОРОСКОВ