Время новостей
     N°144, 10 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2005
Hyundai приехал в Татарстан
Елабужский завод будет собирать корейские грузовики и автобусы
Представители крупнейшей компании южнокорейского автопрома --- Hyundai, чьи машины уже выпускают в России в Ростовской области, раскрыли параметры проекта по организации сборки автобусов и грузовиков в Татарстане. Информация о том, что концерн интересуется елабужским заводом и ведет переговоры с местными властями об организации производства, появилась еще в начале года. Однако подробности тогда не раскрывались. Как сообщил вчера АК&М президент московской компании «Хенде Комтрансрус» Валентин Гречман, ТЭО проекта уже находится на экспертизе в Минэкономразвития. На промышленной площадке «Алабуга», которая находится на территории ЕлАЗа, предполагается создать неполный цикл производства (сварка и окраска) 2--2,5 тыс. (затем до 10--12 тыс.) малых грузовиков в год и до 500 автобусов двух типов -- малых и средних. По словам г-на Гречмана, компания продолжает уточнять с ЕлАЗом экономические расчеты. Вчера же вице-президент Hyundai Йонг Кук Ким подтвердил, что представители ЕлАЗа уже побывали со своими предложениями в Корее и до 15 августа должны представить концерну бизнес-план.

Елабужский завод простаивает уже пять лет после неудачной попытки партнерства с американской General Motors. В 1995 году GM организовал на ЕлАЗе сборку Chevrolet, однако до кризиса 1998 года удалось выпустить лишь около 6 тыс. автомобилей. Иномарки не пользовались спросом из-за низкой платежеспособности россиян, а девальвация рубля поставила крест на этом проекте. GM предпринял вторую попытку, организовав в Елабуге сборку Opel Vectra. Продав всего 700 машин, американцы в конце 2000 года окончательно распрощались с Елабугой.

С тех пор власти Татарстана вели поиск стратегического инвестора, который мог бы реанимировать предприятие. В конце прошлого года гендиректор ЕлАЗа Равиль Зарипов сообщил, что ведет переговоры о создании сборочного производства с несколькими автокомпаниями, из которых назвал только Hyundai. Однако он уточнил, что говорить о конкретных бизнес-проектах еще рано, поскольку переговоры продлятся как минимум до середины 2005 года. В январе этого года Татарстан с ознакомительным визитом посетила корейская делегация. Но встреча вице-президента Hyundai Чонг Йонг Кима с премьер-министром республики Рустамом Миннихановым не прояснила ситуацию. Стороны лишь сообщили, что речь идет об организации на площадях ЕлАЗа сборки грузовиков и автобусов, отметив, что детали проекта пока не обсуждаются. Хотя известно, что в качестве варианта рассматривалось участие в проекте татарского предприятия Scantat-Alabuga (дочернее предприятие Scantat AB), занимающегося сборкой автобусов «Барс».

Сборка автомобилей Hyundai в России ведется с 2001 года. Сначала на Таганрогском автомобильном заводе выпускали Hyundai Accent, в апреле прошлого года в серию запущен легковой автомобиль бизнес-класса Hyundai Sonata EF. Однако завод в Таганроге работает не в полную силу: в прошлом году собрано 25 тыс. машин при мощности 120 тыс. Кроме того, ТагАЗ контролирует ростовская ФПГ «Донинвест», а Hyundai лишь осуществляет технологическую поддержку и выдает лицензии. В Татарстане корейцы в обмен на инвестиции могут стать акционерами ЕлАЗа и даже получить контроль над предприятием -- республиканские власти не скрывают намерения продать часть акций потенциальному стратегическому партнеру.

Вряд ли речь идет о создании производства с нуля, предполагает управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов. По его словам, непонятно, что осталось на этой площадке после проектов с GM и сколько потребуется инвестиций. Несомненно, речь будет идти о сумме меньшей, чем та, что, например, вложил Ford в свой сборочный завод во Всеволожске (150 млн долл.) с объемом производства 25 тыс. авто в год. Эксперт полагает, что у нового проекта Hyundai не возникнет проблем со сбытом в России. Скорее всего, считает он, больший объем производства придется на микроавтобусы (их рынок в целом по России составляет около 80 тыс. в год) и малотоннажные грузовики (рынок грузовиков в целом составил по итогам прошлого года 202 тыс. машин).

Яна ГОДОВАНАЯ