Время новостей
     N°144, 10 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2005
Обратное переселение имамов
Британский премьер готов закрывать мечети
Над исламскими проповедниками в Великобритании, призывающими к джихаду, нависла реальная угроза суда или депортации. Эти меры включены в новый правительственный план противодействия терроризму. В жестких новых законах, предлагаемых премьером Тони Блэром, акцент сделан на недопущении подстрекательства к террористическим вылазкам. Мечети, где будут звучать призывы к насилию, возможно, разрешат закрывать. Первым, у кого сдали нервы от такой перспективы, стал одиозный исламист Омар Бакри Мухаммад (на снимке). Он бежал в Ливан после того, как узнал, что в Великобритании его, как имеющего постоянный вид на жительство, могут судить за государственную измену. А вердикт по такому преступлению, если оно доказано судом, может повлечь за собой высшую меру наказания -- пожизненное заключение.

Президент российского Института религии и политики Александр Игнатенко в беседе с корреспондентом "Времени новостей" вчера сказал: "Лондон давным-давно должен был взяться за проповедников-экстремистов. Особенно это касается наглого провокатора Омара Бакри Мухаммада, в течение последних лет демонстративно праздновавшего годовщины терактов 11 сентября 2001 года в США и выступавшего с антибританскими заявлениями. Он проводил конференции проживающих в стране мусульман под лозунгами "Кто ты -- мусульманин или британец?", противопоставляя тем самым гражданство вероисповеданию".

Отец семерых детей, 46-летний Омар Бакри Мухаммад считает себя невиновным и обещает вернуться в Лондон из своего, как он говорит, «бессрочного отпуска». В 1985 году этот уроженец Сирии обосновался в Лондоне после депортации из Саудовской Аравии. Помимо сирийского гражданства есть у него и ливанское гражданство благодаря жене-ливанке. В Лондоне он основал организацию "Аль-Мухаджирун" (в переводе с арабского «Переселенцы» -- как напоминание об историческом переселении пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину в 622 году н.э.).

Омар Бакри Мухаммад не раз открыто утверждал, что Запад, в том числе Великобритания, "объявил войну исламу", а потому "совершенно оправданны" атаки на британских солдат в Ираке и Афганистане. После взрывов в Лондоне 7 июля, унесших 52 жизни, он заявил, что осуждает убийство невиновных, но не станет уведомлять власти, если ему станет известно о подготовке его единоверцами новых терактов.

За этим экстремистом бежать из страны, опасаясь ареста и суда, могут и другие имамы. Так, в Великобритании живет имам Абу Узаир -- британский подданный и один из членов группы «Аль-Мухаджирун». Он называл большие теракты в США "великолепными", а лондонских взрывников -- "знаменосцами джихада внутри королевства".

Третий проповедник -- Абу Иззаддин, или Умар Брукс, представитель группы "Аль-Гурабаа" ("Чужие"). Этот подданный Британии с ямайскими корнями заявил Би-би-си, что взрывы 7 июля "заставили людей проснуться и ощутить запах настоящего кофе" («Брукс» -- это такой сорт кофе и чая). Брукс, по-видимому, намекал и на то, что среди бомбистов-смертников был его земляк, темнокожий выходец с Ямайки Джермейн Линдсей.

Уже сидит в британской тюрьме 48-летний египтянин Абу Хамза аль-Мысри по прозвищу Железнорукий (он потерял руку и глаз в Афганистане). Его выдачи требуют американцы. Этот проповедник, создавший экстремистскую группировку "Сторонники шариата", был арестован в Лондоне в мае прошлого года. Его обвиняют по 16 пунктам, включая подстрекательство к убийству.

Иордания жаждет заполучить своего подданного палестинского происхождения Умара Махмуда Абу Умара, более известного как Абу Катада и, кстати, приговоренного в Аммане к смерти за организацию взрывов. Его арестовали в 2002 году в Лондоне после обнаружения видеопленки, где он с будущими участниками терактов в США давал клятву верности делу "истинного ислама". Этой весной его освободили, оставив под надзором полиции.

Правительство Великобритании торопится заключить соглашения об экстрадиции с рядом арабских стран -- Иорданией, Египтом, Алжиром, Ливаном. Условие одно: преступников нельзя пытать и казнить. Британцы привержены идее защиты прав человека. Но последние чрезвычайные события вынуждают Тони Блэра предлагать создание специальных судов для террористов, которые в закрытом режиме и еще до настоящего судебного разбирательства будут взвешивать все улики. И даже вроде бы продлевать содержание арестованных под стражей без предъявления обвинения.

Александр САМОХОТКИН