Время новостей
     N°143, 09 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2005
Коммунальное перерождение
Структура Виктора Вексельберга углубилась в ЖКХ, чтобы снизить там конкуренцию
Компания «Российские коммунальные системы» (РКС), образованная весной 2003 года группой финансово-промышленных групп во главе с РАО «ЕЭС России» для реформирования ЖКХ, похоже, переживает второе рождение. Вчера председателем правления РКС был назначен Михаил Слободин, гендиректор «Комплексных энергосистем» (КЭС, владеет и управляет энергоактивами предпринимателя Виктора Вексельберга), который на пресс-конференции заявил о том, что со следующего года ожидается консолидация бизнеса КЭС и РКС. По его словам, эта консолидация приведет к снижению конкуренции и издержек, а также даст возможность привлечь больше инвестиций. При этом РКС не собирается становиться монополистом. Задача компании, сказал г-н Слободин, "эффективное присутствие в 5% рынка коммунальных услуг ЖКХ страны".

Более того, он сообщил, что РКС в течение трех лет привлечет 300 млн долл. от своих акционеров. Судя по открытой информации, КЭС сейчас контролирует 35% акций РКС, РАО «ЕЭС» -- 25%. По 10% принадлежит «Интерросу», УГМК, банку «Еврофинанс» и «Кузбассразрезуглю». Причем «Интеррос», по словам г-на Слободина, уже ведет переговоры с РКС о продаже ей своих акций, которые планируется использовать в качестве опциона для поощрения менеджмента. Источник, близкий к РАО, утверждает, что, по его информации, де-факто структуры г-на Слободина уже контролируют 55% акций РКС и готовы приобрести 10% акций, принадлежащих «Интерросу». Вполне возможно, вчерашняя оговорка г-на Слободина, что РАО «ЕЭС» и КЭС вложат в РКС 300 млн долл. на паритетных началах (в РАО уточнили: имелось в виду «пропорционально своей доле участия в проекте»), подразумевает, что фактически управлять РКС будут только эти две структуры.

Не исключено, что многие акционеры РКС действительно продали свои доли в проекте. Ведь изначально он был создан практически по указанию Владимира Путина как социальная нагрузка к участию в реформировании электроэнергетики. Как тогда говорили источники, близкие к учредителям коммунальной структуры, это был некий обмен, на который пошел Анатолий Чубайс на встрече с президентом: главе РАО было обещано одобрение пакета законов по реформе, а за это олигархи, желающие в ней участвовать, должны были привести в порядок ЖКХ. Анатолий Чубайс обещал, что РКС привлечет инвестиций на 500 млн долл., но вскоре выяснилось, что деньги предоставят акционеры. РАО потратило на эти цели около 150 млн долл., сколько вложили другие акционеры, неизвестно. В прошлом году из проекта вышел Газпромбанк, продав 25% акций РКС инвесткомпании UFG, эти акции в итоге оказались под управлением КЭС, и в проекте появился блокирующий акционер.

Однако огромная задержка с реформированием электроэнергетики привела к тому, что даже инвестиции в нее с точки зрения бизнеса стали выглядеть довольно сомнительными, не говоря уже о вложениях в ЖКХ. Практика показала: коммунальной средой в масштабах всей страны заниматься весьма сложно и не факт, что выгодно. Поэтому «Интеррос» и КЭС стали параллельно продвигать собственные проекты в регионах, преимущественно на Урале. РАО «ЕЭС» же минувшим летом решило «сжать» проект РКС «до уровня реального бизнеса» -- иными словами, работать там, где это удается. Более того, монетизация льгот, обошедшая стороной ЖКХ, сделала РКС еще более непривлекательной.

Тем временем КЭС продолжала развивать собственные проекты и даже сумела создать мультиэнергетическую компанию в Свердловской области. После того как пакет Газпромбанка в РКС оказался по сути в руках г-на Слободина, стало понятно, что КЭС имеет виды и на эту коммунальную компанию. Вчера совет директоров РКС удовлетворил эту амбицию, назначив г-на Слободина председателем правления.

«Наконец-то стала проявляться консолидация крупного пакета акций РКС, -- заявил вчера «Времени новостей» Сергей Яшечкин, возглавлявший РКС с момента основания до сентября прошлого года. -- Этот проект является прецедентным для российского ЖКХ, а значит, должен быть успешным. С 2006 года это становится возможным: когда мы делали расчеты (в 2003 году. -- Ред.), в 2005 году РКС должна была пройти низшую точку по убыточности, в это время необходимо заключать долгосрочные договоры, которые позволят привлекать инвестиции. Именно это сейчас и происходит».

Г-н Слободин вчера заявил, что задача менеджмента РКС -- в течение трех лет полностью отказаться от финансирования акционеров и перейти «к нормальной практике» финансирования инвестпроектов за счет прибыли и займов. Однако он уточнил, что привлекать деньги западных банков вряд ли удастся раньше 2007 года -- к этому моменту должен быть полностью структурирован бизнес компании. Впрочем, по его словам, уже в следующем году РКС рассчитывает на средства «достаточно известных» российских банков: в 2006 году менеджмент РКС будет обсуждать привлечение 70--100 млн долл. заемных средств под проектное финансирование. По его прогнозу, в пятилетней перспективе объем заимствований РКС может увеличиться до 400--500 млн долл. Эти средства будут направлены на приобретение ряда новых активов в собственность -- либо имущественных комплексов, либо акций компаний, владеющих соответствующими активами, а также на инвестиции в инфраструктурные проекты, которые РКС уже осуществляет в российских регионах.

Основатель же проекта -- РАО «ЕЭС» -- не намерен держаться в стороне от РКС. Как заявила «Времени новостей» начальник департамента энергохолдинга по работе со СМИ Марита Нагога, вчера совет директоров РКС согласовал на должность первого заместителя г-на Слободина представителя РАО Николая Брусникина. Кроме того, есть договоренность, что после 3 октября, когда на внеочередном собрании акционеров РКС будет переизбран совет директоров компании, его председателем станет зампред правления РАО Яков Уринсон. Источник, близкий к РКС, сообщил «Времени новостей», что кандидатура г-на Уринсона предлагалась Анатолию Чубайсу коммунальной компанией еще год назад, ведь именно г-н Уринсон отвечает в РАО за экономику, в том числе экономику подобных проектов. Но тогда ответа на это предложение не последовало.

Сейчас же РАО, судя по всему, определилось со своей ролью в РКС. «Мы видим в этом проекте в долгосрочной перспективе прибыль, видим присутствие на рынке ЖКХ наших региональных подразделений, -- говорит г-жа Нагога. -- Нельзя сказать, что РАО в восторге от того, что приходится вкладывать много средств в этот проект, но ведь ЖКХ -- вечный бизнес, причем довольно привлекательный и стабильный, и кто первым войдет на этот рынок, тот впоследствии станет крупным игроком на нем. Поэтому выходить из проекта РКС мы не собираемся».

Николай ГОРЕЛОВ