Время новостей
     N°147, 16 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.08.2001
Медленно минуты уплывают вдаль
Электростанции не могут разгрузить все вагоны с углем
РАО «ЕЭС России» и МПС вчера обменялись резкими обвинениями по вопросу доставки угля на дальневосточные электростанции. Энергетики говорят, что железнодорожники неритмично подвозят уголь, и из-за этого разгрузочные терминалы то простаивают, то работают в авральном режиме. МПС эти претензии отвергает и считает, что предприятиям РАО экономически невыгодно разгружать вагоны, и оно использует их как склад на колесах.

Полемика по вопросу погрузки-разгрузки угля между энергетиками, угольщиками и железнодорожниками длится уже более месяца. Стороны попеременно обвиняют друг друга, а ситуация не меняется -- топлива в Приморье сейчас запасено хотя и почти в полтора раза больше прошлогодних объемов на это же время, но все равно более чем наполовину меньше плановых показателей. В МПС полагают, что если темпы разгрузки вагонов в ближайшие дни не ускорятся как минимум в два раза, запасти необходимые объемы топлива на электростанциях не удастся. Поэтому железнодорожники советуют энергетикам и угольщикам в сутки загружать и разгружать по 600--700 вагонов, а не по 300--400, как сейчас.

В РАО говорят, что МПС виновато само: июльский план выполнен всего на 70% только из-за того, что для перевозки угля не хватило люковых полувагонов. А вчера энергетики распространили сообщение, что из-за проблем с МПС «Роснефть» не может доставить на Комсомольский НПЗ 128 тыс. т нефти, из-за чего срывается график поставки мазута на Камчатку.

Первый замминистра МПС Александр Целько на вчерашней пресс-конференции заявил, что претензии энергетиков несостоятельны -- вагонов хватает и даже более 100 тысяч простаивает. «Грузополучателям невыгодно разгружать, им выгодно использовать наш подвижной состав в качестве склада на колесах», -- говорит г-н Целько.

По расчетам первого замминистра МПС Александра Целько, разгрузка одного вагона стоит примерно 1,5 тыс. руб., а штраф за суточный простой вагона -- 327 руб. МПС еще в прошлом году подавало заявку в антимонопольное министерство с просьбой «отдать вопрос на дерегулирование», но после этого, сообщил он, штрафы были немного увеличены, хотя требуется увеличение в три-четыре раза.

В РАО с подобным мнением категорически не согласны. Энергетики говорят, что использовать вагоны как склад им также невыгодно, так как отчетность по запасам топлива составляется на основании не закупленных объемов угля, а тех, которые находятся непосредственно на складах электростанций. А за накоплением угля на Дальнем Востоке очень пристально следят в Минэнерго, в правительстве, да и президент немало внимания уделяет этой проблеме.

Вообще же в РАО сейчас рассматривается вопрос о подаче иска к МПС в связи с несвоевременной доставкой угля в отдельные дни. Правда, говорит представитель энергохолдинга, «в столь ответственное время нет смысла заниматься судебными разбирательствами, нужно чтобы каждый занимался своим делом и выполнял заявки».

В МПС, судя по всему, тоже не намерены судиться, г-н Целько об этом ничего говорить не стал. Там хотят увеличить скорость в пути, оборот вагонов -- чтобы они не простаивали по 16 часов в сутки, как сейчас. Простои железнодорожникам сейчас особенно невыгодны, так как в августе -- пик пассажирских перевозок и ремонтно-путевых работ.

Конфликтующие стороны, впрочем, надеются, что их рассудит либо специально созданный штаб, в который вошли представители Минэнерго, МПС и РАО, либо курирующий ТЭК в правительстве вице-премьер Виктор Христенко. Хотя энергетики на этот раз говорят, что вся ответственность за подготовку электростанций к зиме лежит на них.

Николай ГОРЕЛОВ