Время новостей
     N°139, 03 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2005
Проект-2008
Владимир Путин не намерен нарушать Конституцию
Президент России Владимир Путин вчера, выступая в Финляндии на совместной пресс-конференции с финским президентом Тарьей Халлонен, вновь заявил о невозможности для него идти на третий президентский срок в 2008 году. Он, правда, впервые намекнул, что, возможно, не прочь был бы это сделать, однако при действующей Конституции это невозможно.

"Может быть, я и хотел бы, но Конституция страны не позволяет этого сделать, -- сказал российский президент и продолжил: -- Я считаю, в сегодняшней России важнейшей является стабильность, которая достигается только на основе конституционных положений".

Собственно, президент России всегда говорил, что он не будет баллотироваться на третий срок подряд. Правда -- и это каждый раз отмечали наблюдатели -- некоторые нюансы все-таки менялись. Если 26 июня 2003 года он был однозначен: «Третьего срока президента Путина не будет точно», то 26 октября 2004 года он ссылался уже только на Конституцию: "Конституция России предусматривает два президентских срока. И этим я буду руководствоваться". 11 апреля нынешнего года он впервые заявил, о том, что Конституция не запрещает баллотироваться на третий срок -- но не подряд, а, так сказать, через одного. И вот теперь он заявил, что, может, и хотел бы, но нельзя. На самом деле все эти заявления хоть и порождают каждый раз всплеск кремлеведческих экспертиз, совершенно не противоречат ни друг другу, ни действующей Конституции. Тот же факт, что позавчерашнее «не хочу» вчера превратилось в «не знаю, хочу ли», а сегодня в «может, и хочу, но...», тоже совершенно понятен -- к власти привыкают, и мало в истории примеров, когда кто-то с радостью с нею расставался.

Пока же можно лишь констатировать, что президент Российской Федерации в очередной раз сказал, что не собирается ни нарушать Конституцию, ни менять ее, хотя, по его собственным словам, "до 2008 года еще достаточно много времени; уверен, что многое предстоит сделать, в том числе и с финским руководством". При всем уважении к г-же Халлонен и ее коллегам, наблюдателей и у нас, и во всем мире в первую голову, естественно, волнует, что в оставшееся до 2008 года время Владимир Путин хотел бы сделать не с финским руководством, а с Россией. Ясно, что количество аналитических статей, прогнозов и предположений будет только расти -- их и сейчас немало, причем самых разнообразных -- от утверждений, что Владимир Путин уже узурпировал все и вся, до заверений, что, по сути, президент уже стал "хромой уткой" (как в США называют президентов в конце их второго, последнего срока). По этому поводу имеет смысл напомнить. Во-первых, нынешняя Конституция предполагает такие гигантские полномочия президента, что без ее тотального пересмотра центр власти не может сместиться ни в парламент, ни в правительство. Поэтому конструкции с избранием "технического" президента, который будет формально руководить страной в ожидании возвращения Путина, довольно надуманны. Во-вторых, при неизменности избирательной системы выбирать следующего президента будут российские избиратели, и наивно считать, что они автоматически проголосуют так, как им скажут. В 1991 году они избрали Ельцина вопреки всем СМИ. А в 2000-м они избрали Путина не потому, что так решили политтехнологи, а потому что страна, как оказалось, хотела такого, как Путин, а правящая элита это или поняла или угадала. Так что при сколько-нибудь честной системе выборов решающее слово останется за избирателями, а в случае выборов нечестных -- и это в-третьих -- нельзя не учитывать, что именно подтасовки в ходе голосования стали если не причиной, то поводом для «разноцветных революций» от Белграда до Бишкека. Поэтому безопасную преемственность власти можно обеспечить, лишь предложив стране такого кандидата, какого она захочет в 2008 году. Прогнозы на этот счет строить можно, но они будут не более точными, чем прогнозы курса доллара.

Продолжение темы -- на стр. 2

Лев БРУНИ