Время новостей
     N°138, 02 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2005
Дорогу осилит имущий
В Юрмале отшумела «Новая волна»
Победителем конкурса молодых исполнителей «Новая волна» стал двадцатисемилетний певец и тромбонист Интарс Бусулис (Латвия). Второе место заняла украинка Тина Кароль (кроме того, ей достался спецприз Аллы Пугачевой, то есть пятьдесят тысяч долларов, что на пятнадцать тысяч больше, чем главная награда). Третье место у россиянки Полины Гагариной.

Наша великая поп-держава явно должна была что-то получить -- представляли ее и мальчики, и девочка, и группа. Полина Гагарина и Юрий Титов уже схлопотали свои пятнадцать минут славы -- чай, выпускники «Фабрики звезд». Участники группы Triniti (то есть «Троица», не больше не меньше) тоже засвечены -- в мюзиклах «Ромео и Джульетта» и «Нотр-Дам», Николай Демидов некогда играл в группе «Мечтать», а недавно проходил отборочный тур «Евровидения».

В первый день фаворитами смотрелись Гагарина, испанец с английским именем-фамилией Брендан Росс и будущий триумфатор Бусулис. Хотя вообще-то лидера выделить было не просто, оценки судей разбросом не грешили: чуть не каждый конкурсант получал набор из восьмерок и девяток. Вопрос не в том, кто как поет. В конце концов все где-то учились, все способные и музыкальные, молодые-красивые-гибкие-пластичные. В чем и заключается главная радость превращаемых в телешоу конкурсов молодых исполнителей.

Интересно, однако, понять, что, как и зачем в Юрмале пелось. То есть уразуметь, какие настроения владеют потенциальными звездами в начале XXI века, когда качественного скачка массовой культуры ждут даже не склонные к рефлексии фанаты Бритни Спирс. Настроения эти просты и бесхитростны -- они точно укладываются в формулы «качественная западная поп-музыка» и «самое не позорное из советской эстрады».

Во второй день Юрий Титов спел про какой-то «Дельтаплан». И спел неважно, и песня совершенно неконкурсная -- мало того, что без сильной мелодии, так еще и без припевов. К тому же вообще-то симпатичный Титов в красной «кенгурушке» под белым костюмом смотрелся ужасно. Адекватный выбор сделал белорус Алексей Хлестов: «Зимний сад» -- сильный шлягер перестроечных времен, последний скол большого стиля советской эстрады. Недавняя попытка группы «Премьер-министр» реанимировать эту песню к успеху не привела, так что незаигранный «Сад» можно считать претендентом в хит-каверы. Угадал и Николай Демидов, исполнивший недавний хит Александра Иванова «Боже, какой пустяк». Приятная песня еще не выветрилась из памяти, да и спета была хорошо. Triniti взялись за «Беловежскую пущу», разложив ее на три голоса и включив ломаный ритм, однако совмещенный с балладным напевом этот «брейк-бит» звучал совсем неубедительно.

Третий день был еще веселее -- пели в основном «фирму», западные поп-, рок- и эстрадные шлягеры. Царило приятное разнообразие, конкурсный концерт напоминал сборник Romantic Dreams. Такое чувство рождали нетленная Hello Лайонела Ричи, очень хорошо спетая Демидовым, и перепевка You (дуэт Ten Sharp), за которую взялись Trinity. (Впрочем, не могу понять, почему это трио всю дорогу выбирает одноголосые вещи.) Тина Кароль покорила зал версией I Feel Good Джеймса Брауна, оказавшись убедительней гостьи из США Стефани, что представила знаменитый рок-гимн Proud Mary. Наибольшим же «модернистом» оказался армянин Армик, выдавший кавер на прошлогодний мегахит This Love группы Maroon5. Что ж, песня замечательная, но совсем неконкурсная -- прыгающий прифанкованный ритм, смены темпов, явная «угловатость» (Maroon5 -- любимцы юной аудитории). Такое на эстрадных смотрах не срабатывает.

Ну и что с того? Сам по себе выигрыш на состязаниях вроде юрмальского не гарантирует ровным счетом ни-че-го. Да, победители получают деньги (минус налоги в своей стране), которые можно пропить-прогулять. А можно, допустим, вложить в домашнюю студию, чтобы писать «демки». Не больше. Если певец хочет найти себя на «большой» эстраде, ему все равно нужно будет чем-то заинтересовать толкового продюсера. А если конкурсант тяготеет к жанрам фанатским (джаз, метал, хип-хоп, готика и т.п.), победа на эстрадном конкурсе нужна ему, как рыбке зонтик. Так что о перспективах говорить рано. Дорогу осилит идущий. Или -- имущий.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка