Время новостей
     N°137, 01 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2005
Таксофония
Рынок IP-телефонии обретает новые возможности
Подзаконные нормативные акты к закону «О связи», недавно утвержденные постановлениями правительства, обусловили серьезные изменения на рынке IP-телефонии (IP-телефония -- технология передачи голоса по интернет-каналам цифровой связи). Условия получения лицензии для компаний, предоставляющих услуги IP-телефонии, и для традиционных телефонных операторов теперь одинаковы: необходимо иметь представительства во всех регионах страны и к тому же обеспечить возможность определения номера звонящего абонента. Вызванное этим первоначальное недовольство участников рынка IP-телефонии теперь сменяется попытками сохранить свой бизнес.

Компании, специализирующиеся на IP-телефонии (их иногда называют «альтернативными операторами»), вступают в альянс с традиционными игроками телекоммуникационного рынка. Благодаря этому, в частности, стало возможным звонить по межгороду с московских таксофонов.

Основное преимущество IP-телефонии состоит в ее дешевизне, благодаря которой говорить с другими городами и странами по карточке предпочитают теперь большинство граждан. Несколько менее качественная передача голоса собеседника принципиальным препятствием для распространения IP-телефонии, как теперь очевидно, не стала -- потребитель предпочитает экономить. С недавнего времени экономить стало возможным с помощью таксофонов Московской городской телефонной сети (МГТС).

IP-телефония общественного пользования

В начале этого года МГТС уже пыталась приобщить своих абонентов к «альтернативной» дальней связи. Ничего хорошего из этой попытки внедрения IP-телефонии не вышло. Тогдашний генеральный директор МГТС сменил место работы, проект тихо свернули, и все упоминания о нем исчезли с сайта компании. Но теперь, когда «Ростелеком» хотя бы номинально потерял монополию на дальнюю связь, конкуренция на этом рынке обостряется. Телефонные карты альтернативных операторов -- главный фактор обострения конкуренции, но уже и мобильные операторы начинают предлагать весьма гуманные расценки на дальнюю связь. На этом фоне действующие тарифы «Ростелекома» никак не способствуют популярности междугородних звонков с таксофонов, и это вряд ли радует МГТС. Московская сеть таксофонов и без того убыточна, очереди желающих позвонить в оживленных местах города не компенсируют затраты на обслуживание аппаратов в спальных районах.

Новшество выглядит попыткой МГТС оживить этот небольшой, но важный участок рынка телефонной связи. Потребители таксофонной связи получили простую и элегантную альтернативу: процедура набора номера практически не меняется, для сравнительно дешевой IP-связи по каналам телекоммуникационной компании «Зебра Телеком» достаточно перед привычной восьмеркой нажать "звездочку", а дальше набирать код страны и города обычным образом. Никаких специальных карточек, дозвонов через отдельный городской номер и длинных пин-кодов. Кроме того, плата за звонок снимается с обычной телефонной карты МГТС, т.е. вся процедура максимально проста и дружелюбна. Такая «междугородка» обходится несколько дороже обычной (карточной) IP-телефонии, но все равно выгода заметна. По заявлением «Зебра Телекома», сэкономить можно от 35 до 80% стоимости «традиционного» звонка. Дешевый межгород сегодня доступен на 4 тыс. таксофонов МГТС, к концу года планируется увеличить их число до 6 тыс. Услуга ориентирована прежде всего на приезжих.

В Европе таксофоны именно так и работают -- абонент может сам выбрать оператора дальней связи. За рубежом такие аппараты обычно всеядны и охотно принимают кредитные карты. В Москве тоже появились универсальные таксофоны, принимающие кредитки. Но таких аппаратов явно недостаточно.

Замысловатые тарифы

Все это хорошо, но потребителю, к сожалению, очень непросто сравнить расценки на обычный таксофонный межгород, IP-таксофон и тарифы на дальнюю связь других операторов. Стоимость телефонного разговора с таксофона определяется в "условных таксофонных единицах", цена единицы зависит от номинала покупаемой карты. Еще и количество списываемых в процессе разговора единиц зависит от типа карты (с поминутной или посекундной тарификацией). Цена единицы колеблется в диапазоне 1,5--5 руб.; например, цена 2,2 руб. заложена в телефонной карте стоимостью 110 руб. Несмотря на оранжевую наклейку с льготными тарифами «Зебра Телекома», для точного вычисления стоимости минуты разговора потребуется калькулятор. Остается поверить компании на слово или сделать два звонка в один город разными способами и сравнить количество рублей, списанных с телефонной карты.

Еще послужит

С вводом в действие подзаконных нормативных актов к закону «О связи» в арсенале операторов связи появятся и другие новые услуги. Не так давно с таксофона нельзя было связаться даже с жителем Московской области, а сегодня можно позвонить в любую страну мира, причем выбирая оператора. Развитие возможностей стационарной связи имеет очевидный смысл, поскольку, несмотря на бурное развитие сотовых сетей, простой таксофон отнюдь не утратил своего значения. Можно вспомнить, например, как в чрезвычайных ситуациях (вроде взрывов в метро) москвичей выручал не мобильник, а именно таксофон.

Эксплуатация таксофонной сети в Москве является убыточной. Однако по условиям лицензии мы обязаны предоставлять москвичам круглосуточный доступ к аварийным службам, и мы это делаем. Это одна из причин, по которой мы устанавливаем и обслуживаем таксофоны, в том числе и в тех районах, где население ими практически не пользуется. Какой-либо дополнительной прибыли от совместного проекта с "Зебра Телекомом" МГТС не получает, только обычную плату за местные звонки. В данном случае благодаря таким дополнительным услугам мы надеемся повысить популярность таксофонной связи у москвичей.

Анатолий ВЕРЕЩАГИН, начальник управления по связям с общественностью МГТС

Для нас этот проект важен с точки зрения охвата определенной целевой аудитории -- приезжих, для которых таксофон первое, а иногда единственное средство для связи с домом. Для этой категории пользователей важны как стоимость разговора, так и простота набора. Услуга «*8» -- только начало совместного проекта с МГТС для таксофонной сети города. В планах компании предоставление дополнительных голосовых сервисов. Вполне возможно, что такая услуга покажется привлекательной нашим петербургским коллегам и мы реализуем подобный проект и в Санкт-Петербурге.

Виктор КАЛЕДИН, генеральный директор компании "Зебра Телеком"

Сергей ПОТРЕСОВ