Время новостей
     N°134, 27 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2005
Свидетельские показания
Как россияне относятся к Михаилу Касьянову
Одним из главных событий, активно обсуждаемых в последние недели, стало так называемое дело Михаила Касьянова. В этом деле бывший премьер пока выступает в качестве свидетеля, но общественность интересует именно его вероятная вина и перспективы возбуждения этого, возможно, самого «высокопоставленного» уголовного дела в новейшей истории России. Действительно, скандал, связанный с возбуждением этого дела, получил широкую огласку в стране и вызвал живой интерес населения. По данным на 20 июля, 66,4% россиян слышали об этом уголовном деле и имеют собственное мнение относительно «морального облика» бывшего главы правительства. Только 28,4% ничего не слышали о «деле Касьянова».

Наша правая оппозиция, симпатизирующая бывшему премьеру и рассматривающая его в качестве своего потенциального лидера и кандидата от правых на предстоящих президентских выборах, сразу связала обвинения против Касьянова с его предстоящим «политическим всплытием» и предполагает, что Кремль стремится потопить своего оппонента как вероятного кандидата в президенты России. Однако аргументы такого рода не кажутся большинству россиян убедительными -- к ним готовы прислушаться 14,3% опрошенных. Зато 47,2% заранее уверены в вине бывшего премьера: по их мнению, возбуждение уголовного дела связано с тем, что Касьянов действительно нарушал законы и злоупотреблял своим служебным положением.

Отношение к «делу Касьянова» существенно зависит от политических симпатий опрошенных -- среди сторонников партии «Родина» 68,6% уверены в вине Касьянова, что же касается сторонников СПС, то аналогичная цифра составляет всего 11,8%. Единороссы, как и положено центристам, занимают место посередине -- среди их сторонников 50% уверены в вине экс-премьера.

Следует напомнить, что, несмотря на возможные планы правой оппозиции сделать Михаила Касьянова своим лидером, он после своего ухода из власти не пользовался симпатиями большей части общества. В январе 2005-го, примерно через год после отставки правительства Касьянова, значительное большинство опрошенных готово было задним числом оправдать необходимость этой отставки (43,9% против 11,2%), несмотря на кризис с монетизацией льгот и другие болезненные темы, связываемые уже с новым правительством.

Что же касается возможных президентских амбиций Михаила Касьянова, то ситуация здесь пока выглядит для экс-премьера не слишком утешительной: лишь 3,6% изъявляют готовность проголосовать за него и еще 17,4% не исключают в принципе своей поддержки Касьянова, «если не будет других, более достойных кандидатов». Между тем 63,7% опрошенных уверены, что «ни при каких обстоятельствах не проголосуют за этого кандидата». Относительно более высокие показатели Михаил Касьянов имеет среди городской молодежи до 24 лет, где число его сторонников составляет около 6%, а число противников -- немногим превышает 50%. Но и этого явно недостаточно для продолжения политической карьеры в качестве главы государства. (Справедливости ради следует признать, что президентские рейтинги и других возможных кандидатов на выборы 2008 года ненамного выше.)

Подобное отношение к Михаилу Касьянову может показаться несправедливостью и даже неблагодарностью в отношении политика, которого по объективным показателям можно было бы отнести к числу наиболее успешных. Ведь период премьерства Касьянова ознаменовался устойчиво высоким экономическим ростом и улучшением благосостояния граждан. Но, как показывает и российский, и мировой опыт, рассчитывать на благодарность за подобные успехи не приходится -- «аппетит приходит во время еды», людям хочется еще большего, а сам типаж бывшего премьера для большинства скорее ассоциируется со вчерашним днем страны, чем с образом ее будущего.

Как показали исследования методом фокус-групп, большинством респондентов Михаил Касьянов воспринимается как обычный чиновник, просто премьер ельцинской эпохи. По их мнению, дискуссия о его выдвижении на президентских выборах 2008 года просто политическая игра, а типичными его чертами является как раз отсутствие ярких черт, внятной политики и устремлений («Он никакой, и политика у него никакая», «От него не исходит даже никакого стремления. Ему все равно», «Он, несмотря на свою внушительную внешность, не имеет веса», «Он такой расплывчатый, и не понять, что он вообще хочет»).

Для этих людей экс-премьер скорее представитель эпохи, которая уходит, переходная фигура, несмотря на свою относительную молодость, более близкая к нелюбимому Виктору Черномырдину, чем к любимому Владимиру Путину.

Новым президентом страны, по мнению большинства россиян, может стать только некий «сверх-Путин» -- политик, способный аккумулировать настроения и ожидания, поддерживавшие нынешнего президента вот уже почти шесть лет. В том числе и те ожидания, которые Путину не удалось оправдать.

Леонтий БЫЗОВ, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ, -- специально для "Времени новостей"
//  читайте тему  //  Дело Касьянова